Что эта "система госзакупок" какой-нибудь шекспировской Гекубе? Что сама Гекуба этим "госзакупкам"? Однако же Гекубе не до смеха. Связь между 44-ФЗ и жизнью всех культурных учреждений в нашей стране самая прямая.
На страницах "Российской газеты" эту проблему обсуждали гендиректор Большого театра Владимир Урин и директоры других музыкальных театров страны.
На совещании в Госдуме директор Вахтанговского театра Кирилл Крок объяснил практически на пальцах. Идет спектакль. У героя на сцене рвется и приходит в негодность костюм. Нужен новый. По всем законным правилам театр им. Вахтангова должен объявить аукцион. Ждать, пока соберется не менее трех предложений от изготовителей/мастеров по ремонту подобных костюмов. Из них обязаны оформить договор лишь с тем, кто просит - пусть хуже, но дешевле. На все формальности уходит уйма времени. А если следующий спектакль назавтра или через пару дней? По закону из-за такой, казалось бы, мелкой проблемы придется отменять спектакль, возвращать деньги зрителям.
И это лишь один пример, простейший. В масштабах всей страны для деятелей культуры проблема приобрела действительно шекспировский размах. Понятно, почему на совещании в Госдуме был так радикален председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин: "Мне кажется, что косметические причесывания закона - это всё полумеры. Нужны радикальные изменения, в которых сфера культуры полностью выводится из-под действий 44-ФЗ. Сейчас у нас в области культуры не аварийная, а сверхтяжелая ситуация".
Его озабоченность разделяли многие участники совещания, а среди них и гендиректор Большого театра Владимир Урин, и худрук "Геликон-Оперы" Дмитрий Бертман, и директор Театра Наций Мария Ревякина, и специалисты-эксперты из профильных ведомств, служб и учебных заведений. Мария Ревякина предложила исключить вообще пункты, касающиеся внешней и внутренней экспертиз. Где вы найдете "внешнюю экспертизу", которая покажет, какой писатель или драматург лучше? "Внутренняя экспертиза" и вовсе превращает работу в фарс. После спектакля дирекции театра надо подписывать примерно такие бумаги: "Актёр Миронов исполнил роль хорошо". Или "актёр Миронов выполнил государственную услугу".
По действующему законодательству учреждениям культуры необходимо планировать мельчайшие расходы буквально на год вперёд. Но искусство, творчество - живой процесс. Невозможно все оценить документально и предугадать. Иначе это - не искусство. Тут все сошлись во мнении.
"Если я что-то хочу поменять в действующем спектакле, то по 44-му закону я не имею на это права, - объяснил Дмитрий Бертман. - Даже название нельзя изменить. Мы должны всё предвидеть заранее. В драматическом театре это невозможно. Приходится тратить время, чтобы выкручиваться, обманывать. Приходится отписывать все эти бумажки, но для чего? Чтобы просто выживать. Творческая энергия тратится на абсурд".
Логистика, закупка оборудования - все это требует сегодня от театров страшной изворотливости. Как обойти неквалифицированного предпринимателя, предложившего самую дешевую стоимость услуги? Как не попасть на удочку какой-нибудь "корейской компании", производящей технику, формально подходящую по всем параметрам, но на деле непригодную?
В конце декабря прошлого года группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, учитывающий предложения профессионального сообщества: смягчить требования к закупкам, осуществляемым бюджетными учреждениями за счет пожертвований и благотворительных взносов, а в ряде случаев ввести прямой запрет на привлечение субподрядчиков и расширить перечень оснований для закупок у единственного поставщика. Отклика от правительства на законодательную инициативу, которую внес комитет, нет уже три месяца. В Госдуме рассчитывают - отзывы придут в течение ближайших недель. Изменений в действующее законодательство ждут не только театралы.
"Это сегодня присутствовало театральное сообщество, но музейщики ждут законопроект не меньше. Культура существует не для идеальной бухгалтерской отчётности", - отметила председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин подытожил: "Наша задача - не искать лазейки, не придумывать что-то, чтобы выйти из положения. Закон должен стимулировать к более эффективной работе. Нам необходимо проанализировать те нормы, которые на протяжении многих лет работали и показали, что они являются тормозом. Люди зачастую ходят "под статьей", значит, сроки настолько длинны, что в наших условиях это приводит к тому, что либо деньги не потратили, либо начинается очковтирательство. Мы должны идти в ногу со временем, учитывать специфику. Это и есть качество наших законов. Хотелось бы, чтобы развитие и повышение эффективности было во главе".
По итогам заседания Совета по законотворчеству было принято решение вынести рассмотрение законопроекта на первое чтение на 9 апреля.