Однако настоящим прорывом его пока назвать нельзя. Все-таки заказать авто с доставкой на дом пока не получится. Речь идет лишь о выборе и бронировании, как максимум - о частичной оплате сделки. Но, как говорится, все впереди. И хотя авторынок все еще остается одним из самых консервативных, и на нем скоро стоит ожидать появления новых форматов продаж, утверждают опрошенные "РГ" эксперты.
"Интернет постепенно поглощает традиционную торговлю, и машины не будут исключением, особенно в среднем ценовом сегменте", - уверен председатель совета директоров "Инжиниринговой компании "2К" Иван Андриевский. Главным здесь остается необходимость протестировать авто, понять, какими возможностями оно обладает, стоит ли своих денег. Именно отсутствие этой опции ограничивает торговлю авто в интернете, но со временем ситуация будет меняться.
"Вполне возможно, что следующим шагом будет создание на торговых площадках симуляторов, аналогичных компьютерным играм. По сути, клиент, не выходя из дома, сможет провести тест-драйв на любом авто с их реальными техническими характеристиками и представить себя за рулем", - предполагает тренер в сфере автобизнеса Дмитрий Мельников.
Поможет здесь развитие технологий дополненной реальности (VR и AR). В Китае крупнейший онлайн-магазин уже активно продвигает технологию покупок с помощью недорогих VR-очков, напоминает Андриевский. Гендиректора digital-агентства 24ttl Юрий Шишкин приводит пример, как дополненная реальность уже врывается в автосегмент. Hyundai недавно представил электрокар с помощью мобильного приложения. При наведении камеры смартфона на авто оно показывало работу внутренних механизмов машины. После успеха презентации бренд принял решение активнее применять AR в продажах.
Впрочем, дополненная реальность не заменит привычные автосалоны в один миг, но ее будут активно использовать в качестве дополнительного инструмента продаж. "Если раньше посетителю автосалона давали бумажный лифлет, то теперь менеджеры автосалона загрузят ему на смартфон 3D-модели разных авто. И можно будет наглядно сравнить, например, базовую комплектацию с премиальными версиями", - рассказывает Юрий Шишкин.
Кстати, подобный маркетинговый прием может быть реализован и с помощью виртуальной витрины. "Пока они ориентированы на бытовые товары и одежду, но что мешает специализировать их для покупки машин? Нужно просто сделать не виртуальный магазин, а виртуальный автосалон, вписать все нужные данные и - вуаля! Движением пальца можно "перемещаться" по дилерскому центру и изучать ассортимент", - предлагает владелец агентства "АвтоВсё" Алексей Кульков.
Что касается полноценной онлайн-торговли, то, по мнению экспертов, в первую очередь она может затронуть инновационные модели авто, которые "сами себя продают" и которые сложно сравнивать с другими машинами. Как пример - недавнее решение Tesla закрыть розничные салоны. Идея произвела много шума, но реализована не была. Через несколько дней производитель электрокаров вновь открыл двери дилерских центров, зафиксировав убытки. Но сама попытка весьма показательна.
Руководитель аналитического департамента "Международного финансового центра" Роман Блинов предлагает обратить внимание на российский рынок мотоциклов. По его словам, немалая их часть уже продается исключительно онлайн и без какого-либо тест-драйва. "Думаю, такая практика может стать доступной и для автомобилей. Можно пойти по пути дилеров мотоциклов BMW. Продавая технику в кредит с отложенным платежом, покупателю дают возможность не выплачивать его при условии сдачи техники в trade-in. В таком случае человек при любом раскладе возьмет новый мотоцикл даже без тест-драйва, потому что уже привык к марке и уверен в ее качестве", - отметил Блинов.
Однако существенного изменения парадигмы продаж авто в ближайшие годы, по его словам, ожидать не стоит. "Скорее всего, эти процессы станут ярко заметными в течение 5-7 лет", - предполагает аналитик.
Впрочем, параллельно с онлайновыми форматами торговли вполне могут развиваться и непривычные для авторынка офлайновые. За рубежом уже имеются недоступные пока нам инструменты продаж, напоминает директор департамента клиентского сервиса "CTRL Лизинг" Наталья Нехорошева. Так, Porsсhe предлагает оформить подписку на свои автомобили, а популярная в Европе сеть продуктовых дискаунтеров Lidl анонсировала продажу авто в своих торговых залах. Может поменяться даже система дистрибуции, не исключает Мельников. Например, в торговой цепочке между автокомпанией и клиентом появятся автоклубы и ассоциации. Это уже начали применять в продажах электромобилей, у которых нет официальных дилеров.
Точно не изменится лишь одно, сходятся во мнении эксперты. Интерес к машинам не пропадет, даже если инструменты продаж останутся прежними. А рост рынка зависит не столько от них, сколько от платежеспособности автолюбителей и качества автомобилей.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"