Нестандартные педагоги
В уфимской школе №103 учатся 11 "особенных" детей. Здание для них оборудовано пандусами, есть лифт. Остается лишь поддерживать благожелательную атмосферу среди учеников и учителей.
В назначенное время к главному входу подъехало такси. Водитель сначала выгрузил коляску, а затем помог пересесть в нее молодой эффектной женщине Лейсан Зариповой. Глядя на нее понимаешь: обаятельной, красивой и успешной можно быть даже в инвалидной коляске. На конкурсах красоты она завоевала уже несколько титулов. Последний - в прошлом году в Новосибирске, где стала второй "Мисс Интеграция".
Лейсан выглядит немного уставшей: пару часов назад вернулась с суточного дежурства в клинике, где работает диспетчером.
Вслед за ней приехала второй "общественный учитель доброты" Яна Ямалетдинова - уверенная в себе девушка с дредами, которая тоже работает диспетчером в клинике и совсем не жалуется на свою жизнь.
- Разве есть среди людей кто-то абсолютно здоровый? У каждого своя особенность, у меня - инвалидность, - с юмором говорит Яна.
Прозвучал звонок на урок, и они направились в кабинет.
Нюансы общения
Ребята с нескрываемым любопытством рассматривали своих новых учителей. Большинство из этих детей еще ни разу в жизни не видели людей в инвалидных колясках.
Чтобы разрядить обстановку, Яна и Лейсан предложили детям игру-знакомство. Передавая друг другу мячик-смайлик, ребята рассказывали о себе и о том, какие фрукты они любят.
- Вот видите, ребята, и фрукты бывают разные, и люди тоже, - такими словам Лейсан начала серьезный разговор об инвалидах.
Дети рассказывали, где видели "особенных" людей, как поняли, что у них проблемы со здоровьем. Одна девочка вспомнила про попрошайку на улице на инвалидной коляске, другая - про "дядю в черных очках и с тростью". Но большинство, как выяснилось, либо никогда не видели инвалидов, либо просто не обращали на них внимания.
Затем ведущие объявили, что пора поиграть. Вначале Яна объяснила, как правильно помочь незрячему перейти дорогу, а затем вызвала самых смелых в центр круга. Один должен был изобразить незрячего, а второй - обычного прохожего.
- Когда мне закрыли глаза повязкой, стало непривычно темно. Но не страшно, потому что Вероника держала меня и говорила, куда идти. Кроме того, я знал, что могу снять повязку с глаз в любую минуту. А вот тем, кто на самом деле не видит, наверное, тяжело и страшно ходить по улице, - поделился впечатлениями участник игры третьеклассник Влад.
Затем детям показали мультфильм "Макрополис" о бракованных игрушках, без глаз и ног, которые, несмотря ни на что, нашли себе хозяина. Третьеклассники смотрели не отрываясь, а затем бурно обсуждали увиденное. И даже после звонка с урока мальчики и девочки не спешили расходиться и спрашивали, будут ли у них еще такие занятия.
И что в итоге?
Выводы, которые сделали ребята после первого в их жизни урока доброты, различаются. Третьеклассница Эвелина призналась, что никогда раньше не видела людей с инвалидностью.
- Теперь я понимаю: им нужно помогать. Особенно - слепым и тем, кто не может ходить, - сказала девочка.
Ее одноклассник Петр высказал другое мнение:
- Нам всем надо аккуратнее общаться с людьми с инвалидностью. Я понял, что им не нужна наша жалость. Можно предложить помощь, но нужно делать это деликатно: вдруг обидишь? Иногда человеку важнее простое общение.
- Мы видим, что после наших уроков дети становятся добрее. Огромное удовольствие наблюдать, как в глазах ребят загорается огонек понимания и уважения, когда после нашего общения они начинают предлагать помощь таким, как мы. Оказавшись несколько лет назад в инвалидной коляске, я два года не выходила из дома, скрывая от всех свой диагноз. Только благодаря конкурсу красоты среди колясочников поняла: даже с инвалидностью можно жить полной жизнью, выйти замуж, рожать детей, быть красивой и счастливой. Теперь стараюсь объяснить это подрастающему поколению, - поделилась своей историей Лейсан Зарипова.
Яна Ямалетдинова считает, что уроки доброты нужны не только детям, но и тем, кто волею судьбы получил инвалидность.
- Одна девочка спросила у меня на уроке: "Как вы вообще живете? Разве вам не обидно, что все ходят и бегают, а вы не можете?" Ответ прост: я думаю только о том, что могу делать. Инвалидность не мешает общаться с другими людьми. Я живу полной жизнью: гуляю с друзьями, хожу в кино, как и все остальные. Это общение, в том числе с детьми, помогает жить дальше, - подчеркнула Яна.
Справка "РГ"
Сегодня уроки доброты проходят в 13 школах Уфы и двух детских садах №281 и №54. Занятия проводятся в рамках федерального социального проекта "На урок - вместе", инициированного компанией Ingka Centres в России совместно с региональной общественной организацией людей с инвалидностью "Перспектива". В Уфе исполнителем проекта является региональная общественная организация родителей детей с инвалидностью "СоДействие" РБ.
Диана Ионис, семейный психолог, арт-терапевт:
- В нашем прагматичном мире, где дети почти все измеряют деньгами и успехами, очень нужны уроки доброты. С ранних лет необходимо воспитывать в детях чувство эмпатии, взаимовыручки и поддержки, чтобы при виде инвалида-колясочника подростки не перебегали с ужасом на другую сторону дороги и не показывали на него пальцем. Они должны понимать: у каждого своя особенность. Начинать проводить уроки доброты лучше с третьего или четвертого класса, когда ребята становятся более сознательными. И желательно совместить их с беседами с родителями.
Гузель Хакимова, замдиректора по воспитательной работе уфимской школы №103:
- В нашей школе второй год проводят уроки доброты. Эффект от занятий уже чувствуется: ребята стали более внимательно относиться к "особенным" сверстникам, среди которых есть и колясочники, и дети с ДЦП. Одноклассники им помогают, но ненавязчиво. Думаю, такие уроки - хорошая профилактика буллинга в школах. Ведь на этих занятиях учат с пониманием и уважением относиться к любым особенностям характера и внешности сверстников.
16,6 тысячи детей с инвалидностью живут в Башкирии.