"НАМИ" - целый закрытый город с множеством производственных зданий и цехов. Сотрудниками этого всемирно известного предприятия, основанного еще в 1918 году, были такие известные ученые и конструкторы в области автомобилестроения, как Андрей Липгарт, Петр Можаров и Николай Брилинг. Обычным гражданам путь сюда всегда был заказан из-за режима секретности, который действует и по сей день. Так что акция "Открой#Моспром" - первый за более чем столетнюю историю завода эпизод, который приоткрывает его двери для москвичей.
Ждали здесь в первую очередь студентов московских научно-технических вузов - как-никак будущие кадры. "Мы стараемся популяризировать московскую промышленность среди студентов и сделать для них доступными промышленные площадки, заводы и предприятия. Чтобы изнутри можно было посмотреть, какие там идут технологические процессы, какие требуются знания", - рассказал заммэра столицы Владимир Ефимов.
Одними из первых визит на предприятие нанесли воспитанники столичного политеха. Фотографировать строго запрещено - гостей попросили даже камеры на мобильных телефонах заклеить непрозрачной лентой. Но это только подогрело любопытство. Провели ребят практически по всем площадям, включая литейное производство и инженерно-лабораторный корпус с его последними разработками. Самые заметные достижения "НАМИ" последних лет молодежь увидела в дизайн-центре. Во-первых, это, конечно, представительские лимузины и седаны "Аурус". Легендой машина стала еще в прошлом мае, когда только что избранный президент Владимир Путин приехал на ней на инаугурацию в Большой Кремлевский дворец. Теперь в "НАМИ" активно дорабатывают гражданские версии седана, которые в будущем сможет купить любой желающий.
Но больше всего студентов заинтересовали машины, которые сочетают в себе приметы автомобиля будущего. Например, с виду обыкновенная Lada Kalina двигается за счет энергии от солнечных батарей, установленных на капоте и крыше. Новинка уже успешно прошла испытания и, возможно, в скором времени увидит первых покупателей. Ее хотя и производят в Москве, но целевой рынок - это Крым и Сочи, где солнечных дней гораздо больше. Представлен и гибрид на базе той же модели. Колеса приводит в движение электродвижок, который при необходимости можно подпитать бензиновой установкой, расположенной в багажном отсеке. Дальность хода - более 350 километров. До обычных машин с двигателем внутреннего сгорания пока не дотягивает, но, как уверяют специалисты, в будущем характеристики будут улучшены.
Показали и беспилотники - шаттл для коммерческого использования и Ладу "Веста", способную двигаться без водителя в колоннах. "Эту технологию мы испытываем еще и на "КАМАЗах". В будущем такая техника, сможет, например, возить снег на плавильные станции без управления человеком", - рассказала заведующая сектором перспективного типажа колесных и гусеничных машин "НАМИ" Евгения Зайцева.
Ну а для тех, кому автопром не особо интересен, есть еще десять предприятий, готовых приоткрыть свои тайны. Крупные пищевые производства "Кока-Кола", "Вимм-Билль-Данн", "Кондитерско-булочный комбинат "Черемушки", "Баскин Роббинс" и другие "вкусные" производства. Любители космоса наверняка выберут АО "Корпорацию "ВНИИЭМ", где делают орбитальные станции и ракеты-носители, а также создают космические комплексы дистанционного зондирования Земли.
Что касается перспектив акции "Открой#Моспром", то ее масштабы в будущем будут только расти, если аудитория увеличится. Выбрать для себя подходящую экскурсию и записаться на нее можно на официальном сайте проекта: откроймоспром.рф.