31.03.2019 22:07
Культура

Премия "Ника" назвала лучшим фильмом "Войну Анны"

Премия "Ника" назвала лучшим фильмом "Войну Анны"
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Федеральный выпуск: №70 (7828)
В Москве прошла церемония вручения старейшей кинематографической премии "Ника". В 32-й раз статуэтки крылатой богини победы вручили достойнейшим из достойных. Лучшим фильмом признали "Войну Анны" Алексея Федорченко, и в этом плане "Ника" - не в первый раз - совпала с "Золотым орлом". История с этой картиной показательна. Казалось бы - классический артхаус - авторское кино. Продюсеры даже не рассчитывали поначалу на особый прокат. Все изменилось в одночасье. Картиной заинтересовался крупный телеканал-вещатель, ей присуждены ведущие кинопремии страны, ее ждет масштабная телепремьера. Все это вселяет надежду в тех кинематографистов, кто не делает зрительское крупнобюджетное кино, показывает, что и у кино "камерного", у высказывания художника есть и будущее, и потенциал.
Читать на сайте RG.RU
Церемония вручения премии "Ника"

"Ника" в этом году совпала с "Золотым Орлом" - и не только с ним - еще в одной ведущей номинации - награда "За лучший сценарий" была вручена Павлу Басинскому, Авдотье Смирновой и Анне Пармас за работу в фильме "История одного назначения". Обозреватель "РГ", известный писатель Павел Басинский снова вышел на сцену получать приз один - по стечению обстоятельств его соавторы на премии не смогли присутствовать. Однако, в каждой случайности есть своя закономерность - сценарий этой картины начался именно с истории, описанной Басинским в его книге "Лев Толстой. Бегство из рая". Лучшим режиссером 32-я "Ника" назвала Кирилла Серебренникова, чей фильм "Лето" в этом году был лидером по количеству номинаций. Картина получила в итоге несколько наград. Номинация "Лучший режиссер монтажа" на "Нике" в этом году новая. Юрий Карих - режиссер монтажа фильма "Лето" получил эту "Нику" первым. Борис Войн стал лучшим звукорежиссером. А Рома Зверь получил статуэтку в одной из самых ярких номинаций "Открытие года".

"Холодная война" стала фавориткой премии "Восток-Запад. Золотая арка"

"Война Анны" по количеству номинаций на "Нику" в этом году была второй. Когда награду в номинации "Лучшая женская роль" вручили юной Марте Козловой, в кулуарах возникли недовольные комментарии, мол, можно ли оценивать работу ребенка наравне со взрослыми. Однако, большинство склонилось к мнению, что актерская работа от возраста не зависит. Вот почему решение киноакадемиков правильно. "Не промахнулись" киноакадемики и определив сразу двух лауреатов в номинации "Лучшая мужская роль". Евгений Цыганов (фильм "Человек, который удивил всех") и Алексей Серебряков ("Ван Гоги") разделили это звание. И как выбрать между талантливой игрой одного и другого - не представлялось возможным. Елена Коренева за работу в фильме "Ван Гоги" Сергея Ливнева награждена "Никой" за исполнение лучшей женской роли второго плана. "То, что отметили женщину - тень при большом человеке, мне очень приятно, - говорит Коренева, сыгравшая помощницу гения - героя Даниэля Ольбрыхского. - Я люблю человека, который стоит за художником". Фильм "Ван Гоги" - не вполне оцененный другими премиями - получил на "Нике" еще несколько наград. В частности, Леонид Десятников и Алексей Сергунин - композиторы картины - признаны лучшими. А еще - оператор фильма, киноклассик Юрий Клименко. "Работа скромная, но, если в этой скромности что-то видно, мне очень приятно. Я старался", - произнес Юрий Клименко со сцены.

В номинации "Лучшая мужская роль второго плана" победил также человек-легенда. Юрий Кузнецов, сыгравший в фильме Натальи Меркуловой и Алексея Чупова "Человек, который удивил всех" признался, что и ему самому нравится эта роль: "И я очень рад, что мое мнение совпало с мнением жюри", - сказал он.

124 заявки было подано на соискание премии "Ника" в этом году, из них 53 игровые картины, 41 документальная и 30 анимационных. Свой выбор сделали 583 члена киноакадемии

Президента киноакадемии "Ника" Андрея Кончаловского, к сожалению, не было на церемонии. Он трудился над постановкой нового спектакля в Италии и опоздал на самолет. Но Андрея Сергеевича можно заверить: 32-я "Ника" прошла не просто хорошо, она стала лучшей за последние годы. Заслуга в этом и режиссера церемонии Ирины Ильичевой - это был ее дебют, и знаменитого джазмена Сергея Манукяна - неповторимая музыка в его исполнении точно и правильно представляла каждый фильм, претендующий на звание лучшего (а таких картин было пять), и многих других, в первую очередь - профессионалов, снявших честное кино. Четыре часа шла церемония, и за это время ни разу не сбились ни в фальшь ни в пафос. А этого очень трудно избежать. И в наше время это особенно важно. При этом - никто не "лез на баррикады", не бил себя в грудь...Эта премия была философской и тонкой и олицетворяла собой понятие "Совесть". Именно об этом качестве заговорил Отар Иоселиани, когда вышел получать награду в номинации "Честь и достоинство" - приз имени Эльдара Рязанова. Отар Иоселиани вспомнил своих друзей Глеба Панфилова, Андрея Тарковского, Бориса Барнета, Георгия Шенгелия и сказал о том, что любого человека можно научить снимать кино за два месяца, но... "в конце концов понимаешь, что единственный наш инструмент- это совесть". Конечно же, по совести Совет Академии принял решение вручить награду в номинации "За вклад в кинематографические науки, критику и образование" кинокритику, кандидату искусствоведения Ирине Ивановне Рубановой. И руководствовался этим же качеством, когда присудил свой специальный приз "За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа" за 2018 год фильму "Домашний арест" Петра Буслова и Семёна Слепакова. Напомним, что недели не прошло, как "Домашний арест" был назван лучшим и на премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ).

"Домашний арест" стал триумфатором премии АПКиТ

Здоровый юмор организаторов церемонии 32-й "Ники" проявился в том, что сериалу "Домашний арест" награду вручал Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, советник Президента Михаил Федотов. Он честно признался, что они с женой смотрели сериал, не отрываясь. Автор киносериала Семен Слепаков пошутил, что не хотел бы встретиться с Федотовым по другому поводу - как с юристом. Петр Буслов - режиссер - поблагодарил со сцены своих учителей Карена Шахназарова и Вадима Абдарашитова. Именно у них он учился во ВГИКе.

Тут нужно сказать, что тема столетия крупнейшего кинематографического вуза страны прошла красной нитью через всю церемонию. Вот он - ВГИК - проявился в номинантах и лауреатах, и в тех, кто сидел в зале. А фоторепортажи с этой "Ники" надо сохранить особо - такие люди собрались: Владимир Познер, Алла Сурикова, Юрий Рост, Рустам Ибрагимебков, Армен Медведев, Михаил Швыдкой... Всех не перечислить, но важно отметить, что не только старшее поколение, но и новая смена, сидящая в зале и бурно радующаяся призам, радовала глаз. Дарья Жук - дебютантка, чей яркий "Хрусталь" победил в номинации "Лучший фильм стран Балтии и СНГ". Елена Окопная - художник фильма "Довлатов" стала лучшей в своей сфере - только жаль, что ее не было на церемонии - работает над новым проектом. И многие другие. Это тем важнее, что когда традиционно на "Нике" помянули недавно ушедших - оторопь взяла: какие же люди уже не с нами: Владимир Этуш, Кира Муратова, Марлен Хуциев, Анатолий Адоскин, Сергей Юрский, Станислав Говорухин, Николай Караченцов, Нина Дорошина, Валентина Березуцкая.... Многие в зале плакали - еще свежа боль от потерь.

Церемония "Ники" прошла не просто хорошо, она стала лучшей за последние годы

Списки лауреатов "Ники" уже известны. Но нельзя не добавить каплю радости - фильм Лео Габриадзе "Знаешь, мама, где я был?" назван лучшим анимационным, и каплю дегтя. Лучшим документальным фильмом признана картина Андрея Осипова "Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени". На сегодняшний день у этой ленты нет ни проката, ни телеэфира. Такова общая ситуация с нашим документальным кино. И на "Нике" даже не вышел с речью по этому поводу Сергей Мирошниченко, как он это сделал на "Золотом орле": некому его - документальное кино - защитить.

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Наше кино