07.04.2019 08:55
Общество

Магазины взялись за поиск пропавших людей

Магазины, расположенные в шаговой доступности от дома, взялись за поиск пропавших людей
Текст:  Ангелина Зеленькова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №73 (7831)
Уникальный сервис запущен более чем в 2600 универсамах известной в городе торговой сети. Меньше чем за неделю они помогли найти семь человек, которые могли пополнить список потерявшихся людей. Как превратились работники торговли в спасателей и что реально они могут сделать в совершенно незнакомой, казалось бы, для них сфере?
/ Александр Корольков
Читать на сайте RG.RU

Старики как дети

Ежегодно в Москве теряются около 30 тысяч человек. Это не только маленькие дети, сбежавшие из дома подростки, но и пожилые люди, потерявшие память. Большинство из них удается найти силами городских служб спасения, общественников и добровольцев.

"Вышла погулять, а домой не вернулась, - начал рассказ координатор поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт" Олег Леонов о бабушке, которую на днях буквально обыскались родственники. - Звонок на пульт Центра поиска пропавших людей поступил из магазина на Варшавском шоссе. Его сотрудники доложили, что у них уже несколько часов возле выхода крутится пожилая женщина, на вопросы внятно не отвечает и похожа на "потеряшку". Мы оценили ситуацию и вызвали полицию, оперативно приехал экипаж, и оказалось, что она довольно долго блуждала по городу". Женщину вернули родственникам, после того как нашли у нее документы, но Леонов признается, что счастливый исход в этом деле предопределил как раз новый проект. Если бы продавцы вовремя не среагировали, то женщину могли найти в лучшем случае через сутки, когда близкие запаниковали бы и заявили о ее пропаже. "Дезориентированные люди, часто с деменцией, днем идут в магазины, где много людей, потому что среди толпы они чувствуют себя комфортно, но не готовы к общению, - продолжает Леонов. - Когда магазин закрывается, несчастные оказываются на улице и идут в "никуда". Часто их находят в парках или промзонах, где от усталости они ложатся спать и нередко умирают от холода, а чаще от обезвоживания".

Центр поиска пропавших людей (ЦППЛ) и поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт" решили предложить московским магазинам, которые расположены рядом с жилыми домами практически в каждом дворе, запустить уникальный проект по возвращению "потеряшек". На инициативу пока откликнулась одна торговая сеть, но в будущем к проекту присоединятся и другие, уверены спасатели.

Вопросы в стиле "какое сегодня число и год?" глупые только на первый взгляд

Ушел в себя

Почему люди пропадают без вести на глазах у других людей

Внутри магазинов этой сети можно найти "островки безопасности": стойку со специальным знаком в виде оранжевого геолокационного пина с огромной надписью: "Вы потерялись? Мы поможем!". На этот знак и смогут ориентироваться потерявшиеся люди. И главный вопрос тут, как понять, что человек "ушел в себя" и ему нужна помощь? Чисто по внешнему виду определить это довольно сложно - мутный взгляд может быть и у старичка, просто принявшего накануне большую дозу горячительного напитка. Оказывается, есть вопросы, которые помогут понять, насколько вменяемый перед вами человек. Спрашивать, какое сегодня число и год, глупо только на первый взгляд, на самом деле именно такие вопросы и неравнодушие окружающих могут спасти жизнь. "Дезориентированный человек, скорее всего, уйдет от ответа и скажет: "Спросите у кого-нибудь еще", - делится опытом Леонов. - Не назовет "потеряшка" и свой домашний адрес, а то и даже полное имя и возраст".

Всем тонкостям общения с потерявшимися людьми центр обучил буквально за месяц всех работников сети от директора до продавца. И теперь если заблудившийся человек зайдет в магазин, ему помогут даже в случае, если сам он не попросит помощи. Прежде всего "потеряшку" посадят на стул и дадут ему воды, а потом директор магазина сообщит о нем на "горячую линию" ЦППЛ, специалист которой в зависимости от ситуации вызовет "скорую помощь", полицию или отправит в универсам представителя "Лиза Алерт".

Именно так и поступили недавно в магазине на улице одного из спальных районов. "Зашел к нам мужчина, - вспоминает Оксана Манаенкова, директор магазина в Даниловском районе на улице Трофимова, 1/17. - Мы быстро поняли, что ему требуется помощь. Предложили присесть в закассовой зоне, напоили. Позвонили в Центр поиска пропавших людей. И еще до приезда полиции в универсам пришла жена потерявшегося и забрала его домой".

Как спасатели на Алтае готовятся к разным вариантам развития паводка

В другом магазине, в Жулебино на улице Миля Авиаконструктора, 4, почувствовала себя плохо потерявшаяся женщина. И там сотрудники действовали строго по правилам: усадили на стул, дали воды, одновременно сообщили о "находке" на "горячую линию" центра, откуда вызвали "скорую". "Родственники забрали женщину уже из больницы", - уточнила директор магазина Альфия Тажгенова.

"Потеряшку" найдут

Представитель этой торговой сети Владимир Русанов рассказал "РГ", что для продавцов любой посетитель прежде всего гость, а уже потом покупатель: "Мы отслеживаем "потеряшек" по камерам видеонаблюдения, служба безопасности оперативно сообщает о них администратору торгового зала, который действует по инструкции - выяснит личность человека, если узнает адрес проживания, поможет найти дом, а в случае потери памяти "гостя" позвонит дежурному в полицию. Одиноких стариков и детей у нас не пропустят и кассиры - женщины все чуткие и отзывчивые".

Но в Центре поиска пропавших людей уточняют, что сотрудничество супермаркетов со спасателями значительно ускоряет поиск пропавших и дает гарантию, что их вернут домой.

Поддерживают новый проект и фонды, помогающие городским службам. "Чем будет больше таких "островков безопасности", тем больше шансов, что потерявшийся будет найден, - отмечает президент фонда "Поиск пропавших детей" Дмитрий Второв. - Дети очень часто теряются как раз в больших магазинах. Пока родители заняты покупками, дети пытаются себя развлечь, бегают, прячутся и легко могут потеряться. При этом не каждый сотрудник знает, как правильно действовать. Если в торговых сетях все сотрудники пройдут обучение, будет четкий алгоритм действий при пропаже или нахождении ребенка".

Советы

Куда бежать и что делать, если пропал родственник

- Оперативно обратитесь в полицию с заявлением о пропаже.

Спасатели: что делать, если провалился под лед

- Позвоните на "горячую линию" 8 (800) 700-29-45 и оставьте заявку для обратной связи.

- Обзвоните родственников и друзей пропавшего, подключите их к поискам.

- Не размещайте ориентировки без согласования с полицией и специалистами центра поиска.

- Не размещайте свой личный номер телефона на сторонних ресурсах.

Важно

Не тратьте время на экстрасенсов

По опыту поисковиков, обращение к магам, ведунам, ясновидящим - бессмысленная трата сил, времени и денег. Но, учитывая, что некоторые родители все-таки пытаются использовать несуществующий шанс, их призывают делать это не в ущерб необходимым действиям. В поиске детей есть нюансы. Первые три часа после исчезновения ребенка - самые важные. Как правило, это время теряется из-за паники, которой поддаются взрослые. Но важно помнить: их возвращение домой зависит от собранности и точности действий.

Кстати
Магаданские спасатели эвакуировали четырех детей со льдины

Помощь рядом

Чтобы облегчить поиск потерявшихся людей, торговая сеть и поисково-спасательный отряд запустили специальный портал: https://liza.5ka.ru/, где каждый может зарегистрироваться и создать анкеты своих близких, чтобы в случае их пропажи активировать поиск и им оперативно смогли помочь.

Соцсфера