При жизни Николая Робертовича - одного из авторов сценария всенародно любимого фильма "Волга, Волга" и лауреата Сталинской премии - пьесу не печатали и не ставили.
Станиславский накануне запланированной премьеры получил записку от Сталина, который назвал пьесу "пустоватой и вредной". Попытки пробить брешь в советской цензуре делались в хрущевскую оттепель - безуспешно. Впервые пьесу на русском языке опубликовали в 1969 году в ФРГ. Тогда же в шведском Гетеборге ее впервые поставили на театральной сцене. В СССР шедевр отечественной драматургии опубликовали только в 1987 году в журнале "Современная драматургия".
Сейчас сатирическую пьесу Эрдмана ставят довольно активно. Текст почти вековой выдержки дает возможность поговорить со сцены о взаимоотношениях индивида и массы, маленького человека и огромного государства, о цене молчания и последствиях разговора шепотом и (как без этого?) о роли и ответственности интеллигенции за судьбу страны. Молчание ведь может быть почти самоубийственным, можно навсегда стать немым.
- Этот спектакль - по режиссерскому почерку, по лишь слегка прорисованным персонажам - я бы отнесла к театру абсурда, - отметила алтайский театровед и критик Елена Кожевникова. - Местами возникают переклички с классиками этого жанра - Беккетом и Ионеско.
В Барнауле спектакли подобного накала и общественного звучания не ставили давно - со времен режиссеров Владимира Золотаря и Дмитрия Егорова. Алексей Логачев, основное место работы которого в саратовском ТЮЗе, пошел на большой риск, взявшись за материал, который сначала смешит, а потом пугает и шокирует многих.
Риск был и в том, что труппа "драмы" переживает не самый лучший период. Группа артистов, среди которых - обладатель "золотой маски" Александр Хряков, перешла в другие театры. Да и в целом длительный этап, который труппа существует без главного режиссера, на пользу актерам не идет.
Помогло то, что Алексей Александрович знаком с барнаульской труппой с 2014 года. А в позапрошлом году он поставил здесь "Зойкину квартиру". Двадцатые годы ХХ века особенно притягательны для Логачева, и эрдмановская пьеса отчасти о том же, о чем писал Михаил Булгаков, - люди пытаются удержаться в привычной жизненной плоскости, а она все кренится и кренится, пока вовсе не переворачивается.
- Режиссер высказал горькую правду, которую трудно принять. В ней есть эстетический парадокс, открывающий секрет этой пьесы - мы не знаем, как выразить наш протест и нужно ли его выражать вообще, и никакого выхода тут нет, - продолжает Елена Кожевникова.
P.S.
Премьерные спектакли "Самоубийцы" выявили как ожидаемые плюсы, так и предсказуемые минусы. Спасибо Алексею Логачеву за попытку высказаться о наболевшем. Спасибо Дмитрию Плеханову за самоотверженность и отвагу в освоении роли главного героя - Семена Подсекальникова. Что касается недочетов и неясностей, то все их, в конечном счете, можно свести к одному посылу: театру драмы как воздух необходим главный режиссер.