02.04.2019 16:57
Культура

В Барнауле поставили знаменитую пьесу Николая Эрдмана

В Барнауле поставили знаменитую пьесу Николая Эрдмана
Текст:  Сергей Зюзин (Барнаул)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №73 (7831)
Во Всемирный день театра, который отмечался на прошлой неделе, барнаульцам показали премьеру "Самоубийцы". Режиссер Алексей Логачев на сцене краевого театра драмы поставил пьесу Николая Эрдмана, написанную в 1928 году. Одних премьерный спектакль порадовал, других озадачил, третьих расстроил. Ничего удивительного - у произведения Эрдмана во все времена была непростая судьба.
/ Евгений Налимов/РГ
Читать на сайте RG.RU

При жизни Николая Робертовича - одного из авторов сценария всенародно любимого фильма "Волга, Волга" и лауреата Сталинской премии - пьесу не печатали и не ставили.

Станиславский накануне запланированной премьеры получил записку от Сталина, который назвал пьесу "пустоватой и вредной". Попытки пробить брешь в советской цензуре делались в хрущевскую оттепель - безуспешно. Впервые пьесу на русском языке опубликовали в 1969 году в ФРГ. Тогда же в шведском Гетеборге ее впервые поставили на театральной сцене. В СССР шедевр отечественной драматургии опубликовали только в 1987 году в журнале "Современная драматургия".

В Вене поставили оперу Чайковского

Сейчас сатирическую пьесу Эрдмана ставят довольно активно. Текст почти вековой выдержки дает возможность поговорить со сцены о взаимоотношениях индивида и массы, маленького человека и огромного государства, о цене молчания и последствиях разговора шепотом и (как без этого?) о роли и ответственности интеллигенции за судьбу страны. Молчание ведь может быть почти самоубийственным, можно навсегда стать немым.

- Этот спектакль - по режиссерскому почерку, по лишь слегка прорисованным персонажам - я бы отнесла к театру абсурда, - отметила алтайский театровед и критик Елена Кожевникова. - Местами возникают переклички с классиками этого жанра - Беккетом и Ионеско.

В Барнауле спектакли подобного накала и общественного звучания не ставили давно - со времен режиссеров Владимира Золотаря и Дмитрия Егорова. Алексей Логачев, основное место работы которого в саратовском ТЮЗе, пошел на большой риск, взявшись за материал, который сначала смешит, а потом пугает и шокирует многих.

Риск был и в том, что труппа "драмы" переживает не самый лучший период. Группа артистов, среди которых - обладатель "золотой маски" Александр Хряков, перешла в другие театры. Да и в целом длительный этап, который труппа существует без главного режиссера, на пользу актерам не идет.

На сайте "РГ" стартует онлайн-фестиваль "Дубль дв@"

Помогло то, что Алексей Александрович знаком с барнаульской труппой с 2014 года. А в позапрошлом году он поставил здесь "Зойкину квартиру". Двадцатые годы ХХ века особенно притягательны для Логачева, и эрдмановская пьеса отчасти о том же, о чем писал Михаил Булгаков, - люди пытаются удержаться в привычной жизненной плоскости, а она все кренится и кренится, пока вовсе не переворачивается.

- Режиссер высказал горькую правду, которую трудно принять. В ней есть эстетический парадокс, открывающий секрет этой пьесы - мы не знаем, как выразить наш протест и нужно ли его выражать вообще, и никакого выхода тут нет, - продолжает Елена Кожевникова.

P.S.

Премьерные спектакли "Самоубийцы" выявили как ожидаемые плюсы, так и предсказуемые минусы. Спасибо Алексею Логачеву за попытку высказаться о наболевшем. Спасибо Дмитрию Плеханову за самоотверженность и отвагу в освоении роли главного героя - Семена Подсекальникова. Что касается недочетов и неясностей, то все их, в конечном счете, можно свести к одному посылу: театру драмы как воздух необходим главный режиссер.

Драматический театр Барнаул Сибирь