03.04.2019 18:21
Экономика

Артемьев: Распределение прав добычи краба станет более конкурентным

Игорь Артемьев о честной конкуренции и доступном продукте
Текст:  Евгений Гайва
Российская газета - Федеральный выпуск: №74 (7832)
4 апреля Госдума начинает рассматривать законопроект о распределении квот на вылов краба через аукционы. Чем вызвана эта законодательная инициатива правительства? Почему отрасли именно сейчас нужны перемены? На эти вопросы "Российской газете" ответил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
/ Сергей Михеев/РГ
Читать на сайте RG.RU

Игорь Юрьевич, вспоминаю советский плакат "Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы". Много ли россиян смогут отведать крабов?

Игорь Артемьев: Все принимаемые законодательные решения должны быть направлены на повышение благосостояния и удовлетворенности потребителей. Другое дело, достигают ли они цели? Переход к электронным аукционам позволит сделать продукт доступнее. Изменение принципа распределения квот на вылов краба направлено на создание равных условий доступа к ресурсу. Процесс распределения прав добычи станет более конкурентным. На рынке появятся новые участники, а здоровая конкуренция всегда предполагает снижение цен, это аксиома.

Что, действующий сегодня принцип не сработал?

Почему дальневосточные морепродукты дешевле покупать в Москве

Игорь Артемьев: "Исторический принцип" распределения квот на добычу водных биоресурсов предполагает передачу права на вылов бесплатно, без торгов тем, кто осуществлял лов ранее.

Это привело лишь к увеличению прибыли таких компаний. Квоты на добычу краба оказались распределены, по сути, между несколькими компаниями, монополизировавшими этот рынок. Отрасль в значительной степени стала экспортно-ориентированной.

То есть сама отрасль в переменах не заинтересована?

Игорь Артемьев: Учитывая, что у нас до сих пор узаконен "исторический принцип", компании, владеющие квотами, в приоритетном порядке уже переоформили договоры на новый 15-летний срок. Кто в такой ситуации сможет не то что войти в отрасль, а хотя бы попытаться?

Если дальше не вмешиваться в этот процесс, барьеры для добросовестных пользователей ресурсом будут только усиливаться, а в отрасли распространится стагнация.

Средний возраст рыбопромысловых судов подходит к 30 годам. Условия работы на них ужасные, зарплаты низкие. А рентабельность компаний - 70%

Опыт показал, что неконкурентное предоставление права на вылов водных биоресурсов не стимулирует компании развиваться, повышать эффективность добычи и переработки, равно как и не возникает стимулов для снижения цены на продукцию для потребителя.

Но зарабатывают компании на вылове краба неплохо?

Игорь Артемьев: Рентабельность крабового бизнеса составляет до 70 процентов. Заметим, что государственный природный ресурс при этом используется фактически бесплатно.

Компании сами говорят о росте своей прибыли. Но особые условия в виде "исторического принципа" распределения квот давались им под конкретные задачи.

Они эти задачи выполнили?

Игорь Артемьев: Практически нет. Цели и задачи были заявлены в главном программном документе отрасли - Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса. Ни одна из ключевых областей отрасли не получила должного развития.

Государство поможет рыбодобытчикам строить флот

Сегодня мы имеем технически устаревший, постоянно ремонтируемый рыбопромысловый флот. Средний возраст основной его части приближается к 30 годам, то есть сверх нормативного срока эксплуатации. Такой флот не способен работать на полную мощность.

А каково рыбакам работать на таких судах? Условия работы ужасные, зарплаты низкие.

Цены на рыбу для населения также не снизились. Инвестиций в сфере добычи краба просто не было.

В итоге государству пришлось самостоятельно решать задачу по обновлению рыбопромыслового флота и перерабатывающих предприятий за счет дополнительно выделенной инвестиционной квоты.

В условиях отсутствия конкуренции участники рынка заинтересованы только в извлечении максимальной прибыли, стимула к развитию там нет.

Куда же ушла полученная прибыль?

Игорь Артемьев: Точно не на развитие рыбохозяйственного комплекса.

Почему аукционы нужны именно сейчас? Может быть, дать компаниям второй шанс?

Игорь Артемьев: Потому что ситуация в рыбохозяйственном комплексе России стабильно тяжелая. На протяжении последних лет мы фиксируем отрицательное состояние конкуренции в этой сфере, о чем неоднократно сообщали в своем ежегодном докладе.

В России усилят борьбу с нелегальной икрой и рыбой

Во-первых, развитие отрасли тормозит сам "исторический принцип". Конкуренция ограничена теми компаниями, что получили квоты. А если весь объем ресурса уже распределен, то новым предприятиям не выйти на этот рынок.

Во-вторых, действующее законодательство не запрещает владеть монопольным правом на вылов. То есть лица, входящие в одну группу , могут скупать на торгах до 100 процентов долей квот добычи.

К чему это привело? Например, в Северном рыбохозяйственном бассейне добыча краба-стригуна опилио распределена по 50 процентов между двумя компаниями, а 100 процентов долей квоты вылова камчатского краба принадлежит четырем организациям, входящим в одну группу лиц.

Представители отрасли говорят: компании, проигравшие аукционы, должны будут уйти с рынка. Тогда пострадают сотрудники этих производств. Как решить эту проблему?

Игорь Артемьев: Проигрыш одной компании - это победа другой. Причем победа на электронном аукционе будет честной и прозрачной.

Кадровая проблема абсолютно надуманная. С развитием рынка и появлением новых игроков потребность в кадрах только вырастет. Компании сами будут конкурировать за потенциальных работников, предлагая лучшие условия труда и зарплаты.

Пока предполагается перевести на аукционы 50 процентов квот. А что дальше? Какой вы видите идеальную, прозрачную и конкурентную, модель распределения квот добычи, чтобы на рынке был доступный продукт и отрасль развивалась?

Что изменилось с началом действия нового закона о рыболовстве

Игорь Артемьев: Главное, процесс распределения квот добычи на водные биологические ресурсы должен быть действительно прозрачным и конкурентным - в форме электронного аукциона.

В нем могут принять участие все рыбодобывающие компании, соответствующие требованиям законодательства. Историческому принципу" нет места в этой модели. Речь идет о равном и недискриминационном доступе к ресурсам.

Но перевод и 50 процентов квот на вылов краба на честный аукцион - уже победа. Это позволит открыть рынок для новых компаний и приведет в отрасль более эффективных пользователей.

Новые владельцы квот будут обязаны вкладывать средства в развитие отрасли. По предварительным подсчетам единовременное поступление в бюджет средств от крабовых аукционов может составить порядка 82 миллиардов рублей.

Я считаю, мы идем в верном направлении.

Ресурсы ФАС Госдума