Вместе всегда легче
Исторически сложилось так, что у истоков высшей школы республики стояли знаменитые советские ученые, приехавшие из России. Среди них известный исследователь в области молекулярной биологии и генетической инженерии Константин Скрябин, один из основателей киргизской школы живописи Семен Чуйков, тюрколог Константин Юдахин и другие исследователи. Их усилия не пропали даром. Вклад киргизских ученых в развитие советской науки был ощутимым. К примеру, при их непосредственном участии в 70-х годах был разработан бурильный агрегат для твердых горных пород, который установили на автоматической межпланетной станции "Луна-24". Местные исследователи создавали уникальные лекарственные препараты - адаптогены, которые помогали человеку быстро привыкнуть к экстремальной обстановке и легче ее переносить.
Современную научную интеллигенцию Киргизии до сих пор многое связывает с Россией. Многие кандидаты и доктора наук защищали свои диссертации именно в российских вузах. Открытия местных ученых заслужили международное признание, а технические наработки используются в РФ. Однако и им, и российским коллегам давно стало понятно: в стремительно изменяющемся мире в одиночку вести глобальные изыскания трудно. Об этом, к слову, и шла речь на форуме ректоров, участники которого сошлись во мнении: научные сообщества обеих стран смогут развиваться более динамично в тандеме. И только так, возможно, им удастся выдержать конкуренцию на мировом рынке.
По словам ректора Московского государственного университета (МГУ) Виктора Садовничего, форум послужит толчком к возобновлению исторического сотрудничества России и Киргизии в области науки и образования.
- Мы хотим создать консорциум киргизских и российских вузов и пригласить в него госструктуры и корпорации, которые заинтересованы в том, чтобы кадры готовили на хорошем уровне, - заявил он. - Не так давно мы запустили "Программу Вернадского". Она предусматривает установление связей между ведущими вузами и университетами в регионах по наиболее важным направлениям посредством организации совместных кафедр, лабораторий, центров коллективного пользования. Очень надеюсь, что к программе присоединятся и киргизские вузы, она будет полезна для их развития. Такое сотрудничество позволит проводить дистанционные форумы, использовать все новое, что наработано сейчас в Московском университете и в учебных заведениях Киргизии. Кстати, на кафедре стран Центральной Азии и Кавказа Института стран Азии и Африки МГУ изучают киргизский язык как первый иностранный.
Министр образования и науки КР Гульмира Кудайбердиева, в свою очередь, полагает, что взаимодействие вузов должно развиваться по нескольким направлениям, в том числе для взаимного признания научных степеней. Гульмира Кудайбердиева также предложила расширять интернет-проекты и уделять больше внимания популяризации науки среди молодежи, создавать совместные научные центры.
Почему важен русский язык
Работу форума разделили на три сессии, на которых обсуждалось двустороннее сотрудничество в сфере гуманитарных и естественных наук, новые подходы к подготовке кадров в условиях модернизации экономики и, конечно же, статус русского языка как основу научно-образовательной интеграции России и Киргизии. Кстати, последней теме уделялось особое внимание.
Как полагает ректор Государственного института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая, сохранение русского языка в Киргизии поможет высшим учебным заведениям и молодым ученым страны рассказать миру о своих достижениях.
- Русский язык по-прежнему остается средством межнационального общения, - пояснила она. - Причем интерес к нему растет не только в странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. Насколько мне известно, в Киргизии много русскоязычных школ, а в подавляющем числе вузов на русском преподают большинство предметов. Учитывая это, мы хотим помочь нашим киргизским коллегам развивать русский язык. Готовы предоставить методические пособия, организовать стажировки преподавателей-русистов и курсы для мигрантов, выезжающих на работу в РФ.
- На русском языке разговаривает 70 процентов населения республики, и желающих его изучать с каждым годом все больше, - соглашается с Русецкой доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка гуманитарного факультета Киргизско-Российского славянского университета Мамед Тагаев. - В то же время количество русскоязычных школ уменьшается. Более того, начиная с осени 2018 года, министерство образования и науки республики утвердило базисный учебный план, который был представлен на августовской педагогической конференции. Согласно документу, на изучение английского языка в неделю отводится пять часов, киргизского - четыре и русского - только два. С литературой и того хуже - киргизская будет преподаваться два часа в неделю, русская - час. С чем это связано? Тем более, что, согласно нашим исследованиям, подавляющее число родителей стремится отдавать детей в школы с русским языком обучения.
По мнению ученого, подобный подход может привести к тому, что подрастающее поколение не будет толком знать ни английский язык, так как уровень преподавания его в школах оставляет желать лучшего, ни русский, поскольку на его изучение отводится слишком мало времени.
Мамед Тагаев убежден, что Киргизия остро нуждается в помощи российских русистов. На его взгляд, с их помощью необходимо разработать современные методики преподавания русского языка в киргизской глубинке. Менять систему преподавания нужно и в вузах.
С новым университетом
Большим плюсом для системы высшего образования Киргизии стало подписание ряда важных документов о взаимодействии с университетами Российской Федерации. В общей сложности были заключены 74 соглашения. Среди них особого внимания заслуживает договор между МГУ и Киргизским национальным университетом, что не исключает в будущем открытия в республике филиала главного российского вуза. Во всяком случае, как признался Садовничий, такую возможность исключать нельзя.
В свою очередь министр науки и высшего образования России Михаил Котюков призвал вузы России и Киргизии активно привлекать к работе над совместными проектами предприятия и компании.
- Абсолютно поддерживаю предложение о совместных исследовательских проектах вузов России и Киргизии, - заявил он. - Нам нужно быть всем вместе, действовать очень активно, рассчитывать не только на бюджетные средства, но и на совместные программы с предприятиями и компаниями, чтобы будущие исследования обеспечивали научно-технологическое развитие экономики наших государств.
Сооронбай Жээнбеков, президент КР:
- Образование - один из ключевых ресурсов, определяющий будущее наших стран. Нам необходимы новые идеи, проекты и конечно же, подход к образованию, который позволит не только познавать мир, но и изменять экономику, да и жизнь в целом.
Кстати
Совместно поработать с киргизским коллегами в области научно-исследовательской и образовательной деятельности выразили желание ученые Московского педагогического, Новосибирского технического, Оренбургского государственного, Кубанского технологического и Казанского федерального университетов.