04.04.2019 00:36
Культура

Выставку в Гослитмузее приурочили к 50-летию поэмы "Москва - Петушки"

Текст:  Наталья Соколова
Российская газета - Федеральный выпуск: №75 (7833)
"Венедикт Ерофеев - "Москва - Петушки" - художник Кирилл Мамонов", Дом И.С. Остроухова в Трубниках, 29 марта - 5 мая 2019 года
/ Предоставлено Гослитмузеем
Читать на сайте RG.RU

Новая выставка Гослитмузея приурочена к двум датам: в прошлом году исполнилось 80 лет со дня рождения Венедикта Ерофеева (1938-1990), а осенью этого года исполняется 50 лет его главному произведению - поэме в прозе "Москва - Петушки".

В Москве открылась крупнейшая выставка портретов Пушкина

"Так - не живут, не говорят, не пишут, - писала о поэме Белла Ахмадулина. - Так может только один: Венедикт Ерофеев, это лишь его жизнь, равная стилю, его речь, всегда собственная, - его талант..." "Свободный человек!" - вот первая мысль об авторе повести, смело сделавшем ее героя своим соименником, но отнюдь не двойником. Герой - Веничка Ерофеев - мыкается, страдает, вообразимо и невообразимо пьет, существует вне и выше предписанного порядка. Автор - Веничка Ерофеев, сопровождающий героя вдоль его трагического пути, трезв, умен, многознающ, ироничен, великодушен".

Сейчас по поэме "Москва - Петушки" защищают научные диссертации, а когда-то она была запрещена к публикации и существовала лишь в самиздате. Первая настоящая публикация поэмы состоялась в израильском журнале "АМИ" только в 1973 году, а следующая - в 1977 году, снова за границей, в Париже.

Центральное место на выставке в Доме Остроухова заняли более тридцати графических и живописных работ, созданных в 2013-2019 годах по мотивам поэмы художником Кириллом Мамоновым, чьи работы давно стали частью коллекций Третьяковской галереи, Русского музея и объектами охоты частных собирателей.

Елизавета Бём иллюстрировала классиков, но славу обрела благодаря открыткам

Автор иллюстраций родился в нашумевшем 1937-м году. Мамонову всегда была тесно в рамках официального искусства соцреализма, поэтому он выбрал иную реальность. Критики называют Кирилла Мамонова художником той действительности, что "за забором". Его персонажи не герои эпохи, которых принято изображать с придыханием и пафосом, а простые обитатели старинных городков центральной России. Немного простодушный, немного наивный, но очень точно схваченный - именно таким предстает мир на полотнах Кирилла Мамонова. Да и серия графики по мотивам "народной" поэмы Ерофеева появилась не случайно. По глубокому убеждению художника, поэму "Москва - Петушки" можно смело поставить в один ряд с эпохальными гоголевскими "Мертвыми душами". "Это вечная книга, особенно для русских людей, - говорит Кирилл Мамонов. - Потому что она - про них".

Выставка получилась полифоничной: живопись и графику на ней дополняют многочисленные издания переводов поэмы из коллекции Гослитмузея - "Москва - Петушки" на английском, французском, немецком, польском, чешском.

Кроме того, здесь можно услышать, как незабвенное "И немедленно выпил..." читал сам автор поэмы. Остались аудиозаписи первых глав поэмы, которые представили на экспозиции. А еще понять, в какой атмосфере создавалась поэма, помогают дневниковые заметки самого Венедикта Ерофеева, которые стали отличным дополнением к насыщенной и бойкой графике Кирилла Мамонова.

Литература Арт