06.04.2019 21:15
Культура

Подбросы

Текст:  Валерий Кичин
Драма. Сценарий и режиссура Ивана И. Твердовского. Продюсер Наталья Мокрицкая. Оператор Денис Аларкон Рамирес. Композитор Кирилл Рихтер. В ролях Денис Власенко, Анна Слю, Данил Стеклов, Александра Урсуляк, Наталья Павленкова, Максим Виторган. Особое упоминание жюри фестиваля в Карловых Варах. Призы за операторскую работу и лучшую женскую роль на фестивале "Кинотавр", Сочи. 2018. 88 мин. 18+
/ kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

"Подбросы", третий большой фильм Ивана Твердовского, закрепил за ним репутацию не только одного из самых одаренных молодых режиссеров, но и адепта кино как способа проверять общество на цивилизованность. Все три его фильма - о ситуациях реального или смоделированного экстрима. Реалистический "Класс коррекции", получивший на фестивале "Дубль дв@" 2015 года приз "Российской газеты", - о том, каково в нашей школе детям-инвалидам. Опыт с хвостатой героиней "Зоологии" - снова о том, что будет с нестандартным существом в мире стандартной фауны. Каскадерские трюки "Подбросов" - история о невероятном даре природы и о том, как этот дар ставят на службу всепожирающей коррупции, где человеческое измерение отсутствует вообще. У режиссера трезвый, цепкий ум, и его кино провоцирует людей думать.

Режиссер Иван Твердовский рассказал о смысле своих фильмов

Дениса младенцем подбросили в бэби-бокс, и он вырос в интернате сиротой, не способным чувствовать боль - и физическую, и, по молодости лет, нравственную. Говорят, что бывает такая редкая патология у человека - анальгезия. Но в хорошем кино ничто не возникает просто так, и уникальное свойство героя задает "Подбросам" параметры развернутой метафоры: фильм можно трактовать как рассказ о нечувствительности целого поколения к болям распадающегося общества. А можно и как комикс о супермене, который мог бы творить добро, но попадает в мир торжествующих циников, где из всех человеческих страстей в почете только алчность, и становится жертвой организованной преступности. Международное название фильма Jumpman тоже отсылает к популярным комиксам, и весь его стиль последовательно уходит от примет бытового кино.

Сиротский интернат выглядит едва ли не островком взаимопонимания и участия, а окружающий мир дан в сине-багровых тонах нескончаемой ночи и представляет собой единый, отлаженный механизм тотальной коррупции, поразившей все сферы: от медицины до судебной системы. Краски сгущены до абсолютного концентрата, созданная фильмом среда замкнута в себе и запаяна, как лабораторная колба: в ней нет ни одной детали, способной отвлечь от темы. Оставлено только самое необходимое для схематичной, но правдоподобной фабулы, - то, что доводит ее до обобщения, включая музыкальный угар бара Terpila, куда время от времени перебрасывается действие. Отлично проработан лишь характер Дениса, и молодой актер Денис Власенко замечательно передает обаяние по-щенячьи доверчивого возраста и постепенное ощетинивание героя. В какой-то мере контрастные тона в переходах от сцен в интернате к эпизодам в большом криминальном городе обусловлены тем, что события даны с точки зрения героя и в его ощущениях. Рискованно, на грани фола, дан образ матери, бросившей сына, а потом к нему привязавшейся - поняла, что от него может быть солидный толк в бюджете. Здесь чувствуется драма женщины, которая пропустила важную фазу жизни и теперь, повинуясь инстинктам, пытается наверстать упущенное как может и как умеет (Анна Слю известная по сериалам). Над всем, включая выбор зон внимания фильма, витает легкий флер патологии.

"Подбросы" Твердовского: испытательный полигон современного общества

Нарочитость экспериментальной схемы задана уже хореографией первых эпизодов, где из Дениса, скрученного ремнями, пытаются выжать хотя бы каплю боли: и сам Денис, и тянущие ремни его дружки откровенно делают вид, что тянут и тужатся. Условной выглядит и главная авантюра: парня приспособили бросаться под шикарные авто, чтобы потом шантажировать богатых владельцев судом и вымогать откупные. Все события картины, все как бы документальные драмы судебных заседаний оркестрованы, как хроника этой авантюры, где персонажи - либо условные фигуры, звенья в преступной цепочке, либо жертвы, терпилы, нечто орущее и размахивающее руками в КПЗ-аквариуме. На нюансы людских индивидуальностей автор почти не отвлекается.

Твердовский-сценарист поставил нелегкие условия Твердовскому-режиссеру, и можно оценить уверенное мастерство, с которым почти публицистическая структура облекается в одежды живой, как бы спонтанно протекающей, абсолютно узнаваемой жизни, а экзотичный фабульный ход и доведенные до лабораторной чистоты условия эксперимента выглядят и убедительно, и реалистично. Концентрируясь на прогрессирующей болезни общества, они позволяют выразить правду, которая выше частностей, - одну из горьких, но неопровержимых правд нашего времени.
 

Наше кино