Депутаты доработали законопроект о школьной медицине с учетом всех поступивших из правительства замечаний и предложений. Как подчеркнул глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, авторами обновленной редакции законопроекта стали свыше ста депутатов. Документ также доработан с учетом мнений педиатров и медицинских экспертов. По словам Дмитрия Морозова, также завершаются пять пилотных проектов в регионах. Например, доврачебный мониторинг состояния здоровья школьников в Ростове-на-Дону, автоматический учет иммунизации детей в Смоленске, анализ детского питания и подготовка школьного фельдшера в Якутии, межведомственные центры здоровья на Ямале. Теперь, по мнению Морозова, необходимо внедрение четкой структуры школьной медицины по всей стране.
В советские годы медкабинеты были в каждой школе. Детям делали не только прививки, но даже лечили зубы. Например, в Москве в 1960-1970-е годы, помимо медсестры, которая работала в школе каждый день, дважды в неделю приходили врач-стоматолог и специальная медицинская сестра.
А в осенние месяцы для работы с первоклассниками трижды в неделю на несколько часов приходил еще и врач-логопед.
Сейчас постоянное присутствие медицинского работника в школах не предусмотрено, они работают только в учреждениях спорта. Как подчеркивает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, сегодня ответственность за здоровье детей полностью возложена на родителей. Да и профилактические осмотры поменяли идеологию. "С профилактики заболеваний - на раннее выявление патологии. Сложилась правовая неопределенность", - считает Дмитрий Морозов. По его мнению, необходимо дополнительно закрепить обязательства по охране здоровья обучающихся в образовательных организациях.
Заместитель генерального директора Национального медицинского исследовательского центра кардиологии Минздрава России, врач-кардиолог Нана Погосова в целом поддерживает предложение о возвращении в школы медработников. "Но не думаю, что в каждой школе обязательно нужен именно врач, достаточно среднего медицинского персонала, - отмечает Погосова. - У нас сегодня серьезная проблема с детским ожирением, поэтому задача школьного медработника - это прежде всего пропаганда здорового образа жизни. Чтобы дети с малых лет учились правильно питаться, заниматься спортом с учетом индивидуальных особенностей организма".
Не дожидаясь принятия законопроекта, "Единая Россия" в этом году начала акцию, цель которой - обучить школьников навыкам правильного питания и основам здорового образа жизни. Как сообщается на сайте партии, "в школах будут проводиться уроки об основах правильного питания и ведения здорового образа жизни, практикумы по изучению влияния продуктов питания и типов физической нагрузки на организм и продолжительность жизни". По итогам акции 200 учеников, принимавших наиболее активное участие, отправят отдыхать в "Артек". При поддержке школьной медицины, если таковая уже существовала, эта акция могла бы стать масштабнее и долгосрочнее.
Однако Дмитрий Журавлев обращает внимание и на организационные вопросы: "На чьем балансе должны существовать школьные медицинские кабинеты? Если кабинеты будут включены в медицинскую систему, то где медучреждения найдут деньги и кадры для их укомплектования, учитывая, что детских медицинских учреждений на районном уровне у нас в стране не так уж много?"
Доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета имени Плеханова Кирилл Парфенов напоминает, что по приказу минздрава, изданному несколько лет назад, на тысячу школьников должны приходиться один врач и медсестра. "Если сейчас в России свыше 15 миллионов школьников, то требуется не менее 15 тысяч врачей. Где их взять, если по стране в среднем обеспеченность участковыми детскими врачами немногим выше 60 процентов?" - задается вопросом эксперт.
В одном из регионов, где проходили пилоты по школьной медицине, в конце эксперимента указали именно на проблему нехватки кадров. Укомплектованность школьных медкабинетов специалистами не превышает 65 процентов, сообщили в начале этого года СМИ в Министерстве здравоохранения Ростовской области. Каждый третий школьный врач был на то время совместителем, а более 40 процентов - уже пенсионного возраста.
Впрочем, эта проблема присуща и отрасли здравоохранения в целом, говорит Кирилл Парфенов. И добавляет, что если и вводить школьную медицину, то с учетом местных особенностей. Для школ в больших городах она актуальна. Ну а в селах и поселках и так все рядом.
"Почти всегда школа, больница и поликлиника расположены если не в соседних зданиях, то на расстоянии нескольких сотен метров, - поясняет Кирилл Парфенов. - Зачем нужен медицинский кабинет, если медработники и так находятся в шаговой доступности? Может быть, деньги лучше потратить не на медкабинет в школе и "галочку в отчете", а израсходовать на какие-то нужды поликлиники? Или потратить на увеличение зарплаты медперсоналу, который с большой неохотой едет на село?"
Врачам разрешили онлайн-рецепты
С 7 апреля этого года врачи получили право выписывать электронные рецепты на лекарства. Приказ об этом Минздрав России опубликовал на официальном портале правовой информации.
В электронном рецепте, помимо назначения, должны быть указаны наименование медицинской организации и другие "географические" данные места его выдачи.
Как ранее писала "РГ", рецепты онлайн по выбору пациента могут быть оформлены либо на бумаге, либо в виде электронного документа, заверенного усиленной электронной подписью медицинского работника.
Использовать электронные рецепты на территории конкретного региона можно будет только после того, как региональный минздрав даст на это добро. Ведь его еще надо адаптировать и для аптек. Когда все это начнет работать, эксперты обещают много преимуществ от этого новшества. Электронный рецепт не потеряешь, не испортишь. Врачи могут проконтролировать, купил ли их пациент назначенное лекарство.