- Мы предлагаем законодательно установить упрощенные правила пересечения границы, перемещения грузов и людей вдоль Северного морского пути. Нужно составить перечень разрешенных точек для заходов судов, утвержденных правительством РФ, - тогда будет проще планировать маршруты и количество туристов возрастет в несколько раз, - считает управляющий директор Международного союза морских особо охраняемых природных территорий Арктики и Дальнего Востока "Арктика 21-й век" Валерий Коровкин.
Глобальное потепление сделало Северный морской путь более доступным, и вырос интерес к нему не только грузоотправителей, но и турбизнеса. На лето и начало осени разработана минимум пара маршрутов для желающих пройти шестью суровыми морями - Чукотским, Беринговым, Восточно-Сибирским, Лаптевых, Карским и Баренцевым.
Один тур - в пределах России: 27-дневное плавание из Анадыря в Мурманск либо в обратном направлении на небольшом экспедиционном судне ледового класса. В марте 2013 года его полностью переоборудовали с расчетом на комфортабельное размещение 50 пассажиров. Обойдется такое путешествие от 21900 до 29900 долларов в зависимости от типа каюты.
Другой маршрут несколько длиннее: стартует в городе Ном на Аляске и финиширует в норвежском Тромсё. Но основная его часть - также вдоль российского заполярного побережья.
Самые удаленные и труднодоступные места России - Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Медвежьи острова, острова Врангеля и Колючин - в списке стоянок. Здесь можно понаблюдать за белыми медведями, овцебыками, моржами и белухами, увидеть шумные птичьи базары. А в чукотском Уэлене познакомиться с бытом современных чукчей и эскимосов и их традиционной морской охотой.
Мир настоящих людей
Чукотка значится в расписании не только туров по Северному морскому пути, но и круизов по Тихому океану. Только в прошлом году в порты ЧАО - Провидения, Эгвекинот, Анадырь - лайнеры заходили 11 раз. Пассажиры таких рейсов посещают национальные поселки, заповедники и заказники, охраняемые места скопления морского зверя и птиц. Туры организуют, как правило, американские и британские туристские компании. На борту лайнеров в основном иностранцы, но с этого года и у россиян появился удобный вариант: дважды в мае и дважды в сентябре можно будет присоединиться к путешествию во Владивостоке, который суда посещают на пути из Японии на Сахалин, Камчатку и далее - на Чукотку и в США.
Но нужно иметь в виду: на территории Чукотского АО действует особый пограничный режим. Как сообщили в департаменте культуры, молодежи, спорта, туризма и информационной политики ЧАО, на полуостров можно въехать по индивидуальным или коллективным пропускам, которые выдают органы Федеральной пограничной службы ФСБ России. Для оформления документа проще всего обратиться в одну из пяти турфирм, зарегистрированных в автономном округе. Пропуск на въезд готовится в течение десяти дней.
- По Чукотке лучше всего путешествовать с июля по первую половину сентября, назовем это летним сезоном. И с апреля по первую половину мая - зимний сезон, - советует Евгений Басов, директор одной из чукотских туркомпаний. - Поклонникам фотографии надо ехать с конца августа по первую половину сентября - безумству красок нет предела. Но нужно предельно ясно понимать, что любители хорошей погоды должны отправляться куда угодно, только не на Чукотку.
Среднегодовая температура на всей территории региона - отрицательная, понижается с юга на север от -4 до -12 ºC. Прибавьте к этому транспортные особенности: основное сообщение - по воздуху, дороги - главным образом, зимники, по которым надежней всего передвигаться на вездеходе. Поэтому Чукотка, которую называют миром настоящих людей, - прежде всего край экстремального туризма, она дает прекрасные возможности для рыбалки, охоты и приключенческих туров.
- В ценовом отношении поездки на Чукотку мировые туроператоры, работающие в этом регионе, приравнивают к Антарктиде, - отмечает Евгений Басов.
К примеру, на июль и август 2019-го организуется летняя экспедиция с ученым-этнологом к китобоям Лорино и оленеводам полярной тундры. Стоимость за 11 дней - от 185 до 198 тысяч рублей с человека, в зависимости от количества участников в группе. Плюс весьма недешевый перелет до Анадыря.
- В связи с тем, что туризм на Чукотке еще не является отраслью экономики, нет инфраструктуры и массового потока туристов, каждый тур является эксклюзивным, - считает Басов.
Десант на Полюс холода
Как и на Чукотку, в арктическую зону Якутии добираются немногочисленные туристы. И чаще это гости из-за рубежа. Ведь, по информации правительства Республики Саха, средний чек составляет 150-200 тысяч рублей за поездку на одного человека, из которых 70 процентов - затраты на логистику. Час аренды вертолета, к примеру, - от 180 до 240 тысяч.
Между тем предложений на якутском рынке туруслуг множество: и охота на волков с воздуха, и охотничий тур на медведя, и ловля "речного тигра" - тайменя. Главный туристический "продукт" Якутии - холод. Можно посетить признанный Полюс холода в Оймяконе за 174 тысячи (плюс сафари на собачьих упряжках), отправиться в арктический круиз по реке Лене от Якутска до Тикси за 98 тысяч или стать участником "самой холодной автомобильной экспедиции в мире" - экстремальный тур по колымской трассе по маршруту Якутск - Оймякон - Магадан стоит 185 тысяч рублей.
Помимо сложных транспортных схем и высоких цен рост туризма в республике сдерживает отсутствие должной инфраструктуры гостеприимства - многим объектам размещения по 30-50 лет. В Якутии считают, что упрощение визового режима и развитие региональной авиации изменят в лучшую сторону ситуацию в арктическом туризме.
Роман Скорый, президент Национального туристического союза:
- Перспективным направлением арктического туризма считается экотуризм, который подразумевает минимальное антропогенное воздействие на места пребывания и содействует сохранности природных объектов в Заполярье. Потенциальными площадками для его формирования могут стать национальные парки "Русская Арктика" и "Берингия", государственные заказники федерального значения "Земля Франца-Иосифа" и "Североземельский", а также заповедники "Остров Врангеля", "Усть-Ленский", "Большой Арктический" и "Гыданский". Кроме того, следует обратить внимание на экстремальный, научно-познавательный и этнографический туризм. Последняя категория предусматривает непосредственное участие в проектах малочисленных коренных народов Крайнего Севера, что в свою очередь позволит сохранить их богатое культурное наследие и улучшить социально-экономическое положение.
Визитной карточкой арктического туризма в России считается эксклюзивный турпродукт - круиз на Северный полюс. Рейсы выполняются из Мурманска через Шпицберген или Землю Франца-Иосифа. Несмотря на высокую стоимость (более миллиона рублей за путевку), туры пользуются спросом, прежде всего у граждан Германии и США.