После двух просмотренных частей из двенадцати даже опытнейшему кинокритику трудно делать определенные выводы. Но историку разведки, десятилетиями изучающему судьбу Рамзая, поделиться своими первыми впечатлениями все же позволительно. Или простительно?
Откуда к нам пришел Герой?
Его привез в СССР настойчивый французский режиссер Ив Чампи в фильме "Кто вы, месье Зорге?", снятом в 1961-м. Картина шла по всему миру. Кроме СССР. И прогрессивный Чампи в 1962-м прорвался в Москву, где фильм показали окружению министра культуры Екатерины Фурцевой. И не понравилось.
Обиженный француз уехал, но потом все же вернулся и добился показа, пусть и закрытого, в Доме кино. Чекист и будущий генерал-лейтенант Сергей Кондрашов попал на просмотр и доложил о классном фильме, открывающем стране неизвестного Героя, начальству. А уж оно ухитрилось через личную охрану Хрущева показать фильм лично Никите Сергеевичу. Первый секретарь ЦК КПСС картину и Рихарда Зорге поддержал. И хотя Хрущева отстранили от должности 14 октября 1964-го, на Зорге поднять руку не посмели. 5 ноября 1964 года посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Какой Рихард краше?
Это не низкопоклонничество перед Западом. Но, выбирая между нашим красавцем Александром Домогаровым и Томасом Хольцманом, твердо отдаю предпочтение немцу. Он потоньше во всех отношениях. У него Зорге таинственный, но в меру, без перебора, потому что если напустить на себя важности и выпячиваться, можно сразу попасться в железные лапы контрразведки. Высокий, стройный Хольцман очень похож на Зорге и внешне. Поджарый. Резкий в движениях. Решительный и с фашистами, и с друзьями, и с женщинами. Да еще снова тончайший на этот раз дубляж блестящего мастера Николая Александровича.
Наш Зорге степенен. Очень уверен в себе. Кажется, предусмотрел все на годы вперед. Не стесняется показывать полную свою осведомленность даже коварным нацистам. А еще он чуточку полноват. Зато наверняка привлекает дам своей несгибаемой красотой. Все-таки мне кажется, что в Японии, где даже просто европейское лицо уже являлось если не уликой, то поводом для подозрения, наш Рамзай в таком вот виде долго бы не продержался.
Чем ценен документ?
Достоверностью. Сработано исключительно точно. Пусть у Чампи один из бывших фашистских дипломатов той эпохи даже снялся в собственной роли. Наша документалистика привлекает. Непонятно, где достали эти хроникальные кадры, российской публике неведомые? Как умело их смонтировали, как вовремя появляются они на экране, передавая дух проклятого времени.
И как точно воспроизвели клочок громадного уже тогда Токио, на котором и происходит действие. Тут не попадется на глаза какой-нибудь немолодой "Мерседес", закамуфлированный в машину довоенных лет. Невольно всматриваешься в детали, в костюмы и радуешься. Все не как, а именно по-настоящему, от них не несет за версту или за милю никакой бутафорией.
Резидента играет свита?
В былые времена об этом и мечтать было нельзя. Но кто мог еще в 1961-м представить, что в русском фильме будет сниматься столько иностранных актеров - в данном случае японских. И они заставляют верить. Добавляют особого колорита. Молодцы продюсеры: не поскупились. Или японские актеры обходятся подешевле дорожайших российских?
Окруженный ими Домогаров - Зорге тоже начинает вызывать определенное понимание. Пусть ему гораздо лучше даются не шпионские погони и не диалоги с проклятыми врагами, а общение с любящей Ханако, прототипом верной подруги Исии. Да и актриса Шион Накамару хороша не только собою. Откуда в ней такая искренность? Не от системы же Станиславского.
Что лучше: правда или вымысел?
Не всем людям можно смотреть такие фильмы. Некоторые буквоеды способны растерзать создателей "Зорге" истошным: "Не было этого! Все не так! Зачем передергиваете?" Но фильм Сергея Гинзбурга и не должен претендовать на воспроизведение точнейшей биографии Зорге. Кстати, ее и по сей день распутывают десятки профессиональных исследователей, собирающихся ежегодно на специально проводимые международные форумы. А я, наблюдая за подобными фильмами, то и дело впадаю в раздумья. Надо ли всегда абсолютно точно придерживаться лишь задокументированных фактов и установленной хронологии? Или можно творить, сочинять, додумывать? Остаюсь при своем: никаких выдумок.
Но это "мое свое" - только для немногих, близких к истории или считающих себя таковыми. Однако обязательно ли это в борьбе за всенародное признание, за простой интерес к картине не какого-то вымуштрованного специалиста, а просто зрителя? Совершенно точно: кинотворец смотрит на историю и трактует ее так, как требует искусство, в котором похожее на правду может превратиться в нечто более привлекательное, чем сама истина.
Был русским до мозга костей
"Я родился на Южном Кавказе, меня привезли в Берлин совсем маленьким... Я, возможно, слишком русский, я - русский до мозга костей", - это строки из автобиографии Рихарда Зорге. Он родился в поселке Сабунчи, близ Баку, где его отец Герман (наберитесь терпения) Адольф Рихард Курт Зорге работал инженером. Оставшись после смерти жены с несколькими детьми, немолодой уже немец женился на молодой прислуге - 22-летней дочери рабочего-железнодорожника Нине Кобелевой. Неожиданно для многих брак, в котором был рожден и Зорге, оказался счастливым. (На фото восьмимесячного Рихарда поддерживает мама - в центре.)