09.04.2019 20:11
Общество

В России растет запрос на частные школы, гимназии, лицеи

В России растет запрос на частные школы, гимназии, лицеи
Текст:  Ксения Колесникова
Российская газета - Спецвыпуск: Образование и карьера №78 (7836)
По данным министерства просвещения, в России сейчас работает около 850 частных школ. Это всего лишь два процента от общего числа. Но, по прогнозам, в ближайшие годы статистика может увеличиться. В чем причина, «РГ» разбиралась вместе с экспертами.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

В середине 90-х годов в стране был бум организации частных школ, но далеко не все из них смогли дать выпускникам качественное образование, многие не выдерживали конкуренции.

Сейчас школы, которые работают по 20 лет и больше, остались в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде и других крупных городах. Плата за месяц от 20 до 80 тысяч рублей и выше. Почти везде есть и вступительный взнос - в среднем от 50 до 100 тысяч рублей.

- Сегодня государственные школы в нашей стране абсолютно доминируют - и по количеству, и по уровню подготовки. Это результат особенности российского образования, когда государство обеспечивает и охват населения образованием, и его качество, - рассуждает директор школы "Летово" Михаил Мокринский. - Частные школы, начиная с девяностых годов, часто носили нишевой характер, то есть работали в основном для групп с нестандартными запросами. Например, для детей, которым для удержания мотивации требуется много внимания и постоянная психологическая, педагогическая поддержка. Также есть школы, работающие под особые культурные и социальные запросы.

Выпускники российских школ смогут продолжить обучение в Японии

Преимущества частных школ - как правило, хорошая материальная база, оборудованные классы и лаборатории, небольшие классы - по 10-15 детей. Меньше "бумажной" нагрузки и больше творческих возможностей как для педагогов, так и для учеников. И все ярче курс на индивидуальные траектории обучения.

- В основе создания школы всегда лежит идея, замысел, которые воплощаются во все, из чего она состоит - от архитектурного проекта и образовательной модели до экскурсионных программ и работы столовой, - констатирует директор Павловской гимназии Ольга Рагожина. - И если возможности семьи, ее ожидания совпадают с ценностями школы, то это и есть успех. Они становятся партнерами по совместному построению успешного будущего ребенка. "Большая идея" нашей гимназии стостояла в том, чтобы создать систему, в которой каждый учащийся получает максимум возможностей для всестороннего развития. К нам приходят дети начиная с 2,5 года. Родители вместе с гимназией могут выстроить траекторию развития своего ребенка от детского сада до поступления в университет. Мы ориентируемся на семьи, которые связывают свое будущее и будущее своих детей с Россией. Поэтому образование, полученное у нас, открывает выпускникам путь в лучшие российские вузы. Они выбирают не только управленческие и экономические специальности, но и инженерные, технические, естественно-научные, гуманитарные, медицинские.

Частные школы дают не только предметную базу, но и современные компетенции

Подготовка в гимназии дает отличную базу и для поступления в самые престижные университеты за рубежом, хотя мы туда детей специально не готовим.

Иметь хорошую материальную базу, инфраструктуру и штат профессиональных педагогов - необходимо, но недостаточно. Не менее важна образовательная модель, среда, культура гимназии. Мы не можем быть "оранжерейной", полностью закрытой школой, потому что наши родители хотят видеть своих детей успешными и устойчивыми в меняющемся мире. Для этого нужны компетенции, социальные навыки, которые нельзя сформировать только за партой на уроке. Поэтому наше основное и дополнительное образование объединены. И само обучение все больше строится по горизонтали - когда упор делается на постановку вопроса как главный инструмент познания, когда практикуется взаимообучение в группах, в проектной работе. Когда уже с начальной школы ребенок пробует осознанно выбирать образовательный маршрут и понимает последствия этого выбора. Поэтому образование у нас давно вышло за пределы класса - это полигоны знаний, форсайты, образовательные путешествия, деловые игры.

За что платят родители частным гимназиям

- Эксперты предрекают, что к 2021 году число частных школ может вырасти до 6 процентов от общего количества. Мы это тоже видим: заявок на следующий учебный год уже в несколько раз больше, чем свободных мест, - говорит директор Международной гимназии Сколково Оксана Демьяненко.

- Гимназия Сколково, школа "Летово", иркутская частная школа, которая создается при поддержке "Ростеха", другие крупные проекты стоит рассматривать как инновационный сегмент "не для всех", как площадки для апробации передовых технологий в образовании. Это очень важная миссия, - подчеркивает директор Института развития образования НИУ "ВШЭ" Ирина Абанкина. - Многие из них получают бюджетное финансирование на реализацию образовательных программ. И абсолютное большинство идет по пути интеграции основного и дополнительного образования - здесь дают не только предметную базу, но и развивают личностные характеристики, современные компетенции.

Преимущества частных школ - хорошая материальная база, оборудованные кабинеты, небольшие классы

Второе ощутимое преимущество частных школ, по мнению Ольги Рагожиной, заключается в том, что они более гибко реагируют на вызовы времени. Так, Павловская гимназия вместе со Школой креативного мышления ИКРА проводит интенсивы и деловые игры для своих учеников. Старшеклассники работают с реальными бизнес-кейсами под руководством практиков из креативной индустрии и развивают навыки коммуникаций, критического и креативного мышления, командной работы. Как результат, к 11-му классу гимназисты отлично работают в проектных командах, умеют разрабатывать креативные концепции и уверенно презентуют свои идеи.

А младшие классы с этого года обучаются навыкам цифрового мышления на основе платформы КОДВАРДС - и это в обязательной программе. И ученикам, и педагогам нравится этот проект, потому что он построен в игровой форме и требует командной работы, которая очень подходит детям этого возраста.

Как правило, в частных школах также доступно сразу несколько иностранных языков: от испанского до китайского. При этом некоторые учебные заведения позволяют получить не только российский аттестат, но и диплом по программе Международного бакалавриата (International Baccalaureate). С ним сразу после школы можно поступить в Оксфорд, Стэнфорд, Гарвард, Имперский колледж Лондона или Национальный университет Сингапура. В столичном регионе диплом IB выдает школа "Президент", Московская экономическая школа, Европейская гимназия, гимназия Сколково и другие. Впрочем, около 30 государственных школ в Москве тоже дают такую возможность.

По каким учебникам будут заниматься в школах

По мнению директора школы "Летово" Михаила Мокринского, сегодня функция частной школы в общей системе образования постепенно меняется. Родители стали более требовательными, а владельцы школ научились делать свой бизнес успешным. Во-первых, учатся соответствовать запросам более широких групп заказчиков, во-вторых, развивают образовательные модели.

- Между частной и государственной системой образования неизбежно возникает сверка маршрутов, которая обогащает и тех и других. Государство заимствует новые инструменты и системные решения, а частники получают бюджетную поддержку. Это обеспечивает развитие системы образования в целом, - считает Михаил Мокринский.

Образование