14.04.2019 20:06
Экономика

Почему настало время для диалога в сфере железнодорожных перевозок

Почему настало время для диалога
Текст:  Игорь Ромашов (председатель президиума Союза операторов железнодорожного транспорта)
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт и логистика №82 (7840)
Итоги прошедшего года и начало нынешнего продемонстрировали участникам рынка профильным регуляторам последствия ряда прежних решений по направлениям, связанным с организацией ремонта и технического обслуживания вагонов, оценкой критических значений численности парка для инфраструктуры и, конечно, тарифного регулирования перевозок.
/ PHOTOXPRESS
Читать на сайте RG.RU

Это обусловлено шквалом системных вызовов, сформировавшим "идеальный шторм", который повлиял на эффективность управления вагонным парком страны и в конечном счете - конкурентоспособность железнодорожного транспорта.

Если взглянуть на статистические выкладки результатов работы грузового комплекса за прошлый год, то все напоминает довольно благостную картину. Погрузка выросла на 2,2 процента к прошлогоднему результату. Грузооборот увеличился на 4,2 процента благодаря увеличению дальности перевозок.

Но здесь надо понимать, что рост формируется преимущественно положительной динамикой экспортной конъюнктуры угля, на долю которого в 2018 году пришлось 58 процентов общесетевого прироста погрузки. А за последние три года погрузка каменного угля, относящегося к классу наименее доходных грузов, обеспечила сети 69 процентов от общего повышения.

Мы видим, что время нахождения вагона при погрузочно-разгрузочных операциях (на путях необщего пользования) сокращается благодаря тесному взаимодействию грузоотправителей, операторов, "РЖД" и владельцев портовой инфраструктуры. А вот средняя техническая скорость грузового поезда на сети в 2018 году составила 46,7 километра в час, что идентично уровню пятидесятилетней давности: в 1968 году она равнялась 46,3 километра в час. В конце 2018 года также наблюдался значительный рост числа брошенных поездов. В такой ситуации особую значимость приобретает использование резервов для повышения технологичности перевозочного процесса.

На конец прошлого года дефицит цельнокатаных колес колебался на уровне 250-300 тысяч штук

С высокой степенью осторожности относимся к предложениям по любой форме приоритезации доступа к инфраструктуре. Необходимо досконально разбираться в причинах возникновения "узких мест", их локациях, сезонности.

Транспортный комплекс страны нацелен на дальнейшее развитие

По-прежнему актуальной остается повестка, определяющая сегмент текущих отцепочных ремонтов и наличия запасных деталей, формирующих сверхнормативный простой вагонов. Так, начало 2019 года, равно как и весь 2018-й, знаменуется беспрецедентным по своим масштабам дефицитом цельнокатаного колеса. По нашим оценкам, на конец прошлого года дефицит колеса колебался на уровне 250-300 тысяч. Следует отметить, что в этом направлении большая совместная работа проводится специалистами "РЖД" и Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ).

Еще в прошлом году наметилась тенденция профицита вагонного парка на сети: в нынешнем году количество вагонов приблизится к значениям 2012-2013 годов, когда движение напоминало коллапс. Сегодня об этом уже говорят и коллеги из "РЖД", там видят риски увеличения нагрузки на железнодорожную инфраструктуру до критических значений, спада маневренности сети и в целом - ухудшения эксплуатационной обстановки. В итоге развития этих сценариев мы получим большее замедление оборота вагона, и как результат повышение нагрузки на грузовладельцев.

На сети сохраняется большое количество узких мест - чаще всего на подходах к портам

Все эти направления требуют дальнейшей совместной работы и прямого диалога заинтересованных сторон, участвующих в перевозочном процессе. СОЖТ при взаимодействии с "РЖД", профильными министерствами, экспертными объединениями будет вырабатывать решения, обеспечивающие не только нивелирование негативных последствий, но создание эффективных механизмов недопущения регуляторных перекосов.

Справка
Для роста наливных перевозок надо обновлять подвижной состав

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) - некоммерческая организация, объединяющая с 2009 года российских операторов, владеющих железнодорожным подвижным составом на праве собственности и/или финансовой аренды в количестве не менее 1 тысячи вагонов. На долю 28 компаний-членов СОЖТ в совокупности приходится около 70 процентов парка грузовых железнодорожных вагонов, зарегистрированного на территории Российской Федерации. Основным направлением деятельности Союза является защита интересов операторского сообщества, решение проблем совершенствования нормативно-правовой и тарифной базы грузовых перевозок, технологии управления перевозочным процессом с учетом интересов всех участников рынка железнодорожных перевозок. Союз является единственной на сегодня саморегулируемой организацией в железнодорожной отрасли, признанной одной из наиболее авторитетных площадок для ведения конструктивного диалога операторов подвижного состава с "РЖД" и регулирующими государственными органами.

На годовом общем собрании Союза операторов железнодорожного транспорта, состоявшемся 26 июня 2018 года, избраны председатель президиума и исполнительный директор Союза. По итогам голосования председателем президиума СОЖТ избран председатель Совета директоров компании "Трансойл" Игорь Ромашов. На пост исполнительного директора переизбран Алексей Дружинин.

Железные дороги