Причем, если порядок приема экзамена зависит от постановления правительства, которое сейчас находится в Минюсте, то задачи теоретического экзамена утверждаются начальником Госавтоиснпекции МВД РФ. Поэтому эти изменения могут появится уже в конце года.
Как сообщил корреспонденту "РГ" заместитель начальника отдела организации регистрационной и экзаменационной деятельности ГУ ОБДД МВД РФ Николай Гиляков, предположительно, в билете будет большее количество задач - например, 50.
Напомним, что сейчас для теоретического экзамена есть 800 задач, которые поделены на 40 билетов по 20 вопросов в каждом. Также билеты разделены на два комплекта. Первый предназначен для тех, кто собирается получить права на категории "М" - мопеды, "А" - мотоциклы, "В" - легковые автомобили или подкатегории "А1" - легкие мотоциклы и "В1" - трициклы и квадрициклы. Второй комплект билетов предназначен для тех, кто желает открыть себе категории "С" - грузовики и "D" - автобусы, а также подкатегории "С1" - грузовики с разрешенной массой до 7,5 тонны, "D1" - автобусы с количеством пассажирских мест до 16.
Но у нас также есть категории "ВЕ", "СЕ", "DЕ" и подкатегории "С1Е", "D1Е". Эти категории дают право управлять составами транспортных средств. Но отдельных билетов сейчас нет. Поэтому тем, кто сдает экзамен, чтобы получить право на управление автомобиля с прицепом, приходится сдавать тот же теоретический экзамен, который они сдавали при получении прав необходимой основной категории.
У нас также есть права категории "Тм" - трамвай и "Тb" - троллейбус. У таких водителей экзамен принимается по комплекту билетов, предназначенных для грузовиков и автобусов. Конечно, схожесть между этими видами транспорта есть, но у троллейбусов и трамваев все-таки есть свои особенности. Одни едут по проводам, а другие по рельсам. Кстати, свои особенности есть и у мотоциклов. У них ведь всего два колеса, а не четыре. Поэтому странно им задавать вопрос о том, какие действия нужно предпринять, если машина попала в занос из-за того, что двумя колесами выскочила на обочину.
Понятно, что в результате этой работы увеличится не только количество комплектов билетов, но и количество задач. Сейчас Госавтоинспекция изучает международный опыт приема экзаменов на право управления в таких странах, как Германия, Норвегия и Великобритания.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в Госавтоинспекции, одна из главных задач сделать так, чтобы кандидат в водители задумывался над предложенными ситуациями и выбирал вариант ответа, основываясь на своих знаниях, а не на зазубренных наизусть билетах.
Напомним, что в той же Германии реализован именно такой подход к теоретическому экзамену. У нас из всех предложенных вариантов ответов на поставленную задачу правильный ответ только один. В Германии правильных ответов на один вопрос может быть несколько. И кандидат в водители должен указать их все. Если он какой-то из правильных ответов не укажет, то ему будет начислен штрафной балл.
Вполне возможно, что и такой подход будет рассмотрен при подготовке нового порядка приема экзаменов.