Креон по сюжету - холодный и расчетливый правитель. Встал у руля страны, выправил "крен" после братоубийственной войны. Приказал не хоронить мятежного племянника - в назидание - и казнил его сестру Антигону. Упрямая девчонка нарушила приказ, осмелилась предать тело брата земле. Поступила по совести. Любимая племянница, невеста сына, бесплотное и абсолютно безвредное создание - но закон суров.
Симпатии зрителя здесь, казалось бы, просто обязаны быть с Антигоной (Татьяна Бабенкова). Камиль Тукаев, однако, сделал своего Креона настолько обаятельным и убедительным в стремлении блюсти порядок любой ценой, что публика ему сочувствует. Сочувствует, с горечью признавая, что по земному счету Креон прав. Ведь он бросает тело "оппозиционера" Полиника на поругание и сам мучается от трупного зловония ради того, чтобы "Фивы надышались этим воздухом", поняли цену стабильности и покоя. Цену худого мира.
"Команда не желает ничего больше делать и думает лишь о том, как бы разграбить трюмы, а офицеры уже строят для одних себя небольшой удобный плот... Мачта трещит, ветер завывает, паруса разодраны в клочья, и эти скоты так и подохнут все вместе, потому что каждый думает только о собственной шкуре..." - объясняет он Антигоне весь ужас положения, пытаясь убедить ее не раскачивать утлую фиванскую лодку.
Умный, чуть вальяжный, усталый, болеющий за глупый народ чиновник, Креон-Тукаев так истово спорит с племянницей оттого, пожалуй, что видит в ней молодого себя. А поскольку он уже принес в жертву общему благу личные идеалы, прочие потери - гибель Антигоны, сына и жены - принимает почти как должное. Каменеет на мгновение, а потом идет на госсовет.
Роль в "Антигоне" продолжила череду творческих удач заслуженного артиста России Камиля Тукаева. Войницкий в "Дяде Ване", Бузыкин в "Осеннем марафоне", Замухрышкин в "Игроках", Первый солдат в "Зиме", Обломов в "Обломoff"...
- В моем лице "Маску" получил театр и весь коллектив спектакля! - подчеркнул Тукаев после награждения. - Не бывает в театре отдельно взятого "лучшего" или "лучшей"! Театр - это прежде всего среда, создание правильной репетиционной, даже лабораторной, атмосферы. И если кто-то становится лучшим, это говорит только о том, что все остальные своим талантом и умением, своей душой и партнерством создали условия, в которых так хрупко и нежно рождается спектакль.
Напомним, что на "Золотую маску" в этом году претендовал также танцевальный спектакль Камерного "Мы" (за работу хореографа Ольги Васильевой), грандиозный проект Платоновского фестиваля "100 % Воронеж" (в номинации "Эксперимент") и поставленный в театре оперы и балета "Корсар" (жюри выделило постановщика Юрия Бурлаку, солистов Елизавету Корнееву и Ивана Негробова).
Тем временем
Международный образовательно-театральный фестиваль "Шекспирия" пройдет в Воронеже в конце мая. Его уже в третий раз проведет языковая школа Linguist-Voronezh, а худруком выступит Камиль Тукаев. Всех, кто интересуется английским, литературой и театром, ждут лекции и любительские спектакли с участием школьников и взрослых. Сборы от продажи билетов перечислят в благотворительный фонд "Добросвет", который помогает детям и молодым взрослым с тяжелыми заболеваниями.
На 1 июня намечен карнавал в Центральном парке - помимо шествия, в программе - мастер-классы, концерты и лотереи. Участниками театральных лабораторий могут стать воронежские школьники от 13 до 17 лет, отправив мотивационное письмо и контактные данные по адресу: shakespearia-fest@yandex.ru или через форму на сайте shakespearia.com.