Транспортный абсурд - дань традиции. Тогучин для елтышевцев - райцентр хоть и близкий, но "неродной", Елтышево относится к Мошковскому району области. Между Елтышево и Мошково больше пятидесяти километров, он в два с половиной раза дальше, чем Тогучин, но так уж устроено административное деление. Автобус жителям поселка "полагается" только в Мошково и обратно. В другом направлении, через границу района, до Тогучина, автобусы не ходят. Такси до Тогучина - 450 рублей. Пенсионеры, пенсия которых не превышает восьми тысяч рублей, от такой суммы едва ли не падают в обморок.
Между тем Тогучин нужен жителям поселка не только чтобы пройтись по магазинам. Туда направляют, например, на МРТ - в "своем" райцентре, в Мошково, такого обследования не делают. Два года назад в Мошково закрыли военкомат, теперь там остался лишь военно-учетный стол, где могут поставить на учет, организовать прохождение медкомиссии, но и только. За военным билетом жителям призывного возраста со всего Мошковского района приходится ехать в Тогучин. То же самое касается и обязательных для пенсионеров справок о сроках воинской службы. Словом, соседний райцентр для елтышевцев важнее официального. Только вот не доехать...
Честно говоря, местным и в Мошково добраться не просто - даже в больницу на спецтранспорте.
- Как-то у нас с женой случилось отравление - острая боль, да такая, что встать не могли. "Скорая" приехала только через шесть часов, - вспоминает житель Елтышево Александр Крупко.
"Скорая" тоже едет из Мошково - хотя из Тогучина в два раза ближе. Но кто будет думать об экономии времени и топлива? Границы района - дело святое.
Уже на въезде в Елтышево видно, что раньше здесь кипела жизнь: "скелеты" брошенных домов видны по обе стороны дороги. Теперь елтышевцам осталось лишь вспоминать времена, когда деревни были большими.
Местная жительница Анна Харченко без опаски выпускает "пастись" на улицу Куба кур: машин здесь почти не бывает.
- Вот такой у нас "остров свободы", - встречает нас пенсионерка у разбитой дороги. - Обещают отремонтировать, отсыпать дорогу. Сельсовет у нас и впрямь старается: дороги в основном отремонтировали, воду провели. Даже непонятно, как они умудряются что-то делать, денег-то - крохи. Но автобус до Тогучина запустить - не в их полномочиях. Вот записали меня на следующую неделю на МРТ в тогучинскую ЦРБ, а как добираться - не знаю. В Новосибирск за сто километров доехать и то проще.
Появился бы хоть один рейс в неделю, соединяющий ближайшие деревни с Тогучином, - было бы достаточно и того. Автобус заполнялся бы полностью - уверены местные жители. Только в состав Кайлинского сельсовета, к которому относится и Елтышево, входят пять деревень, и каждая точно так же отрезана от ближайшего города.
- Почему областные центры автобусным сообщением соединяют запросто, а нас с соседним районом не могут? - удивляется Анна Харченко. - Все говорят о том, что нужно повышать доступность малых деревень, сохранять село, но такой малости, как возможность в соседний город съездить, мы не имеем. Я уж про такие чудеса, как интернет, не говорю: у нас ведь, чтобы позвонить, и то иногда на чердак забираться приходится. Хотя зимой связь почему-то получше.
Но вот связь с районными властями сложно наладить независимо от времени года.
- Схода в Елтышево не было уже лет пять, - говорит депутат сельсовета Наталья Крупко. - Раньше съезжались представители районной администрации, правоохранители, врачебное руководство, социальные службы - так можно было решить какие-то проблемы. Глядишь, и насчет автобуса в Тогучин достучались бы.
Искать решение надо именно на уровне района. На запрос "РГ" в региональном минтрансе ответили: схема межмуниципального внутриобластного сообщения связывает все районные центры области с Новосибирском. На уровне пригородного и муниципального внутрирайонного сообщения все крупные и средние поселения, а также подавляющее большинство мелких имеют транспортную связь со "своими" районными центрами. А вот поездки в соседний райцентр не предусмотрены.
А чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, считают региональные чиновники, районная администрация должна представить в министерство мотивированное обращение с технико-экономическим обоснованием установления нового маршрута. Также районные власти должны указать перспективный пассажиропоток, составить проекты схемы и расписания движения.
Рентабельность любого нового маршрута можно будет рассчитать только после оценки пассажиропотока. Но вот приблизительные затраты на один рейс в минтрансе назвали: одна поездка из Мошково в Тогучин через Елтышево обойдется не менее чем в 2,5 тысячи рублей. К сожалению, никаких субсидий из областного бюджета перевозчикам за организацию рейса по нерегулируемым тарифам не положено. То есть рассчитывать пассажиры могут только на свой кошелек. Хотя если в автобус набьется человек тридцать, при тарифе в сто рублей поездка уже окупится.