Операция "Консолидация"
Доноров, то есть регионов, которые не получают дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, в прошлом году было двенадцать. Среди них три субъекта СЗФО - Санкт-Петербург, Ленинградская область и Ненецкий автономный округ. Еще два региона, в том числе Республика Коми, донорами не являлись, но получали дотации в незначительном объеме. Как отметил спикер Госдумы, необходимо создавать условия, чтобы регионы сами пополняли свою налогооблагаемую базу.
- Дотациями мы не закроем эти вопросы и не создадим там условия при низких заработных платах, - заявил Вячеслав Володин. - А чтобы заработные платы поднимались, соответственно либо нам надо дать новый налоговый режим, либо тогда это должны быть дотации, которые реально сократят разрыв по бюджетной обеспеченности. У нас с вами этот разрыв стал огромным, у нас 10 регионов России формируют более половины НДФЛ.
Среди возможных мер, которые позволят нарастить количество регионов-доноров, - законодательные решения относительно консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Институт КГН начал функционировать в нашей стране в 2012 году после принятия поправок в Налоговый кодекс РФ. Реформа позволила организациям, входящим в крупные холдинги, консолидировать налоговую базу - то есть суммировать прибыли и убытки от результатов деятельности каждого участника группы.
Предполагалось, что реформа справедливо распределит между субъектами РФ налоги на прибыль, уплачиваемые вертикально интегрированными организациями. Основная доля поступлений должна была достаться тем регионам, где находятся производство, работники и основные фонды.
В то же время возможность уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль за счет убытков, которые получают все члены КГН, позволила крупным холдингам в принципе снизить объем отчислений в казну. По оценкам экспертов Счетной палаты РФ, из-за этой преференции в 2012-2016 годах федеральный и региональные бюджеты недосчитались 322,5 миллиарда рублей.
Кроме того, Налоговый кодекс позволил КГН делить прибыль между регионами, исходя или из среднесписочной численности работников, или из расходов на оплату труда. Подобные маневры также негативно отразились на бюджетах многих субъектов РФ. Так, с 2016 года одна из групп перешла с показателя "численность работников" на показатель "фонд оплаты труда". В результате в шести регионах доля поступления налога на прибыль от этой КГН увеличилась, в 11 регионах - уменьшилась.
Институт закрывается
По словам директора Института реформирования общественных финансов, завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимира Климанова, создание КГН действительно нельзя назвать адекватной мерой с точки зрения оздоровления региональных бюджетов.
-Когда вводился институт консолидированных групп налогоплательщиков, предполагалось, что проиграют Москва и Санкт-Петербург, куда предпочитали платить налоги на прибыль вертикально интегрированные корпорации, а выиграют другие российские регионы, - комментирует ситуацию Владимир Климанов. - Москва и Санкт-Петербург действительно проиграли, особенно в первые годы действия КГН. Однако проиграл и ряд других субъектов РФ, в которых активно действовали КГН. В плюсе в результате остались сами консолидированные группы налогоплательщиков, а в минусе - бюджетная система РФ.
К примеру, в 2013 году в состав КГН вошло одно из крупнейших доходообразующих предприятий Карелии. До этого момента компания формировала в региональном бюджете 50 процентов налога на прибыль, после - лишь пять процентов. В результате увеличились и дефицит регионального бюджета, и государственный долг региона.
В 2016-2017 годах в нашей стране ввели мораторий на начало деятельности новых КГН. А в прошлом году парламентарии приняли закон, призванный со временем ликвидировать этот институт. Нельзя ни регистрировать новые договоры о создании консолидированных групп налогоплательщиков, ни присоединять к функционирующим группам новых участников, ни, что важно, продлевать сроки действия старых договоров.
Предполагается, что в ближайшие годы институт КГН полностью перестанет существовать.
Следующим шагом должны стать законодательные решения, которые будут регулировать работу бывших участников консолидированных групп после закрытия этого института. Как отмечают эксперты, важно не отказываться от цели, которую преследовал закон о КГН - перенастроить систему распределения налога на прибыль, - но учесть недоработки старого механизма.
Субсидии или собственные доходы?
Что касается других мер, увеличить число регионов-доноров можно формальным образом, сократив объем федеральных дотаций и нарастив объем федеральных субсидий.
- Но принесет ли эта чисто техническая работа какую-то пользу - большой вопрос, - рассуждает Владимир Климанов. - Другой путь - возврат к наращиванию налоговых и неналоговых доходов, которые остаются в субъектах РФ. Я бы предложил увеличить ставку НДФЛ при снижении ставок отчислений в федеральные внебюджетные фонды. Конечно, придется искать источники восполнения дефицита Пенсионного фонда. Зато работодатели не пострадают, а работа регионов по наращиванию доходной части бюджета станет более эффективной. Ведь налог на доходы физических лиц - это равномерно распределенный налог, связанный с реальной занятостью на местах. Конечно, это предложение чисто гипотетическое. Позиция федерального центра такова, что кардинальных реформ налоговой системы в ближайшее время, судя по всему, нам ожидать не стоит.
Так или иначе, во многих субъектах Северо-Западного федерального округа именно НДФЛ занимает наибольший удельный вес в казне. И у региональных администраций есть инструменты, позволяющие им увеличивать базу по этому налогу. К примеру, в Вологодской области курс на легализацию "серого" сектора экономики позволил в прошлом году вывести из "тени" свыше 62 тысяч рабочих мест - работодатели повысили своим сотрудникам официальную заработную плату. Бюджетный эффект составил 1,1 миллиарда рублей.
В Калининградской области тоже делают ставку на легализацию рынка труда. В прошлом году 35 процентов налоговых и неналоговых поступлений регионального бюджета составил налог на доходы физических лиц. В текущем году, согласно планам, калининградцы перечислят в казну 13,7 миллиарда рублей в виде НДФЛ - на 6,5 процента больше, чем в прошлом году.
- В 2019 году рассчитываем не только на бизнес и корпорации, которые вносят значительный вклад в баланс бюджета, - подчеркивает министр финансов Калининградской области Виктор Порембский. - Полагаем, что результаты покажут меры, направленные на дальнейшее исключение серых зон в экономике. В том числе на открытие заработной платы, которая еще не вся выплачивается официально.