03.06.2019 08:00
Экономика

О сложном бизнесе, связанном с организацией детского питания в столице

Текст:  Лариса Розова
Организация детского питания - один из самых стабильных и прибыльных бизнесов. Доходность отечественного рынка оценивается в десятки миллиардов рублей. Даже в кризисные времена компании получают огромную прибыль. И это неудивительно, ведь родители стараются обеспечить растущие и крепнущие организмы своих детей всем необходимым: смесями, пюре, молочными продуктами и другим разнообразным качественным питанием в учреждениях.
/ Владимир Смирнов/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Жесткая конкуренция

Учитывая потенциал рынка, конкуренция на нем очень серьезная, несмотря даже на жесткий государственный контроль. Постоянно появляются новые игроки. Каждый участник пытается получить наибольшую долю для увеличения прибыли. И нет ничего предосудительного, если рост компании осуществляется в рамках честной конкуренции. Однако нередки случаи, когда бизнесмены прибегают к грязным приемам, пытаясь оказать давление посредством политического лоббирования своих интересов или черных PR-компаний.

Примечательна история с фейковыми расследованиями, появившимися в Интернете, которые распространяют мифы о беспорядках со школьным питанием в Москве и о существовании "пищевой монополии" в столице. Слухи подогревают утверждения, что сфера питания в Москве якобы принадлежит компании "Конкорд".

Но что думают об этом сами бизнесмены, которые не один год кормят маленьких москвичей здоровой и полезной пищей? Президент группы компаний GoodFood, владелец московского комбината питания "Сатурн-ШБС-3" и предприятия "Руссоцкапитал" Игорь Баранов, имеющий большой опыт работы на столичном рынке детского питания, рассказал о сложностях организации общественного и социального питания в мегаполисе, а также развеял мифы о существовании "пищевой монополии" в Москве.

Большие деньги - большая ответственность

Игорь Петрович, расскажите, пожалуйста, в чем разница общественного и социального питания?

Игорь Баранов: В запредельном уровне ответственности. Это особенно ощущается в Москве, так как городские власти имеют серьезную социальную ориентированность. К населению применяют особый подход, а к организаторам предъявляются жесткие требования. Если говорить о питании детей, то, здесь уровень ответственности самый высокий. Они - наше будущее и самое ценное, что есть в жизни.

То, что мы называем социальным питанием - это все-таки часть общественного питания, но его организация отличается большим количеством правил, требований, специальных документов и огромным количеством проверок со стороны госорганов.

Конечно, это все непросто. В рамках организации общепита можно создать какое-то красивое авторское блюдо и предложить его потребителю. При обслуживании детской аудитории мы этого не можем сделать при всем желании. Мы должны работать в жестких нормативах, прописанных государством, в тех рамках, которые указаны в контрактах.

Тяжело ли было выиграть конкурс? Насколько высока конкуренция в этой области?

Игорь Баранов: Очень тяжело. Конкурсы масштабны, там очень много специфичной документации, которая требует огромных материальных, профессиональных, физических и психологических ресурсов для того, чтобы в них участвовать. Я думаю, что если бы не занимался иной предпринимательской деятельностью, то, наверное, с одним этим бизнесом вообще не пошел бы в социальное питание Москвы.

Конкуренция всегда была, а высокая или низкая, наверное, нужно сопоставлять ее с другими сферами бизнеса. Но она неизбежна, потому что в Москве есть высокопрофессиональные игроки. Некоторые в первый раз заходят. Наверное, они думают, что здесь все так легко, а потому можно непринужденно заниматься этим бизнесом. Это легковесный подход. Повторюсь, конкурентная среда в сфере детского питания в Москве достаточно серьезная.

Профессионализм - всему голова

Отличаются ли подходы к питанию в школах Москвы и других регионов?

Игорь Баранов: Я думаю, кардинально отличаются. Ну, во-первых, надо не забывать, что Москва - это все-таки столица нашей Родины, а потому городские власти здесь внедряют все самое лучшее и передовое.

Мы знаем, что на хорошем уровне организовано детское питание в Башкирии, в Казани. Но в Москве это еще на порядок выше. В столице лучше налажена работа с родителями, саморегулируемой организацией (СРО), организаторами питания и контролирующими органами. Я думаю, что московские критерии подхода к работе исполнителей, наверное, самые жесткие в стране.

Сколько сейчас всего предприятий работает на рынке социального питания в Москве?

Игорь Баранов: Я не считал специально, но, думаю, 10-15 организаций работают.

А по масштабам можете оценить?

Игорь Баранов: Здесь все предприятия не мелкие, потому что лоты достаточно крупные для того, чтобы обеспечивать питанием все детские учреждения Москвы. Столица сама по себе крупный и достаточно протяженный регион. Для работы необходимо наладить хорошую логистику, иметь качественные и большие склады, потому что без них тут не обойдешься. В штате должны работать профессиональные кадры. Наша компания соответствует всем этим требованиям, поскольку мы в основу своей работы вкладываем именно качество и профессионализм, а также имеем внушительный опыт.

Вы уже упоминали ваше членство в СРО. Это дает какое-то преимущество?

Игорь Баранов: Да, мы являемся членами СРО практически с момента ее создания. Занимаясь социальным питанием уже около 20 лет, могу точно сказать, что с появлением СРО многое изменилось с точки зрения профессионального подхода к работе.

СРО действительно важна для нас, потому что она собирает различного рода вопросы от тех исполнителей, которые работают на рынке. И эти вопросы обсуждаются вместе с родительской общественностью, с заказчиком, департаментом образования - это на самом деле большая, очень емкая работа и весьма полезная.

Помимо этого, СРО берет на себя функцию согласования. Организация оказывает компетентную помощь в решении проблем, повышает профессиональный уровень взаимоотношений. Каждый находится при своем деле.

Но есть еще немаловажный нюанс. СРО регулярно делает проверки в школах, когда посчитает нужным. Для меня как руководителя это очень важно, потому что со стороны - более объективная оценка работы моих сотрудников. Легче исправлять недостатки. Это позитивный опыт, и, полагаю, что вообще сама по себе идея вступления в СРО была замечательной. Особенно, работая в нашей сфере.

"Пищевая монополия" в Москве - выдумка

В последнее время ходят слухи, что на рынке школьного питания в Москве отсутствует конкуренция, де-факто все предприятия принадлежат "Конкорду". Как вы относитесь к этим слухам, страдает ли от них репутация вашей компании?

Игорь Баранов: Я вам скажу следующее: страдает. Недавно где-то вычитал, что одна из моих компаний принадлежит "Конкорду". Удивление не мог выразить словами. По-моему, подобные слухи обсуждают бабушки на рынке. Но я как человек, который привык работать, не хочу заниматься обсуждением фейковых новостей или каких-то слухов. Кому это надо - непонятно. К профессиональной деятельности, к столь серьезным вопросам организации питания здорового подрастающего поколения надо подходить объективно, а не на уровне слухов, которые порой подхватывают СМИ и Интернет.

Как родитель может узнать, чем его ребенок питается в школе или детском саду? Может ли он как-то повлиять, изменить рацион?

Игорь Баранов: Да, совершенно спокойно это можно сделать. Во-первых, в конкурсной документации, которую вывешивает департамент организации, инициировавшей торги, можно посмотреть весь список продуктов для поставки. Там есть и меню, которое должен обеспечить контрагент.

Плюс, как минимум, на сайтах школ и детских садов должны быть меню. Ну и, естественно, в местах, где мы организовываем питание, всегда есть табличка с перечнем блюд и продуктов. Все находится в открытом доступе.

Я уже упоминал, что СРО тесно взаимодействует с родительской общественностью. Работает экспертно-консультационный совет родительской общественности при департаменте образования. Там очень активные родители, и через них можно повлиять не только на организацию питания, но и на другие процессы, которые происходят в школах. Так что у родителей на самом деле есть хороший инструмент для своего участия в организации школьного питания своего ребенка. Особенно, если это активные родители.

Все вкусное - детям

Что детям больше всего нравится? Что предпочитают?

Игорь Баранов: Дети у нас все замечательные, но вкусы у всех разные. Если ближе к домашней пище: омлет с ветчиной, оладушки, запеканка творожная, биточки куриные. Ну, понятно, пельмешки - от этого никуда не денешься. Дети охотно едят выпечку, сосиски в тесте, пиццу.

Кто занимается разработкой меню, и по какому принципу?

Игорь Баранов: Разработка меню - достаточно сложный вопрос, он требует профессионального подхода. Его разрабатываем мы как исполнители, СРО, также может разработать и поставщик. Главное - это соответствовать нормам, требованиям специального СанПиНа по детскому питанию. Там содержатся понятные требования по микроэлементам, витаминам и другие.

Главное - чтобы меню было щадящим, полезным для здоровья, вкусным и нравилось детям. Но на самом деле разработка меню - еще не все. Необходимо  пройти экспертизу и процесс согласования в Роспотребнадзоре Москвы, что совсем не просто.

Тщательный контроль

Вы упомянули Роспотребнадзор. Какие он выдвигает требования к тем, кто организует питание в школах и детских садах?

Игорь Баранов: Роспотребнадзор работает четко по требованиям, которые описаны в законе. Мы также работаем по детскому СанПиНу, выполняем все его требования. Роспотребнадзор контролирует нашу работу, а также проверяет и те требования, которые прописаны в контракте.

Часто ли проходят проверки Роспотребнадзора?

Игорь Баранов: В основном это плановые проверки. Иногда госконтроль проводит внеплановые проверки, реагируя на жалобы и заявления граждан. Это достаточно серьезная работа. Не хочу сказать, что мы испытываем радость, когда к нам приходит Роспотребнадзор. Отвлекает от работы, но это необходимость - каждый выполняет свою задачу. В общем, все нормально.

А школы принимают участие в контроле?

Игорь Баранов: Здесь то же самое. Мы выполняем свою задачу, школа как заказчик - свою. В принципе, школа может контролировать нас, как и Роспотребнадзор, на всех этапах: начиная от поставки продуктов и заканчивая соблюдением технологической карты на местах. Ну и школа со своей стороны обязана нам обеспечить технологические условия для организации нормального питания. Позаботиться, чтобы детишки вовремя пришли на обед, чтобы время переменки было достаточным для приема пищи.

С какими сложностями, вероятнее всего, столкнется начинающий предприниматель, который захочет заниматься сферой социального питания?

Игорь Баранов: Начинающий должен заранее понимать, что это очень непростая сфера бизнеса сама по себе. И потому что это социалка, и потому что это высочайший уровень ответственности перед нашим маленьким поколением. К тому же очень высокие требования у московских властей, Роспотребнадзора, особый контроль за выполнением контрактов и СанПиНа.

Новый участник рынка должен обладать мощной материальной базой, финансовыми, а также технологическими возможностями. Для ведения специфичного бизнеса должен быть хороший производственно-логистический комплекс (ПЛК) и комбинат питания с отличным оборудованием. В трудную минуту можно положиться только на штат профессионалов и поваров. Очень многое зависит от опыта. Нужно уметь профессионально работать и выполнять те требования, критерии, задачи, которые ставятся в конкурсных документах и контрактах.

Бизнес Семья и дети Москва Столица