Тройка призеров рейтинга вузов RAEX не претерпела изменений по сравнению с прошлым годом: первое место традиционно занял МГУ им. М.В. Ломоносова, следом расположились МФТИ и НИЯУ МИФИ. Победители рейтинга обеспечивают высокий уровень образования и являются сильнейшими в научно-исследовательской деятельности, что подтверждается статистикой и данными репутационных замеров.
Состав топ-30 лучших вузов России остается стабильным. Как и годом раньше, в первую тридцатку рейтинга вошли 17 вузов из столичного региона, компанию которым составили четыре университета из Санкт-Петербурга (СПбГУ, СПбПУ, ИТМО, ПСПбГМУ), два вуза Томска (ТПУ и ТГУ), Новосибирский госуниверситет, ННГУ им. Лобачевского, а также пять федеральных университетов - Уральский, Сибирский, Казанский (Приволжский), Дальневосточный и Южный.
Обаяние столиц
В топ-100 безоговорочно доминируют столичные вузы: 34 вуза из первой сотни находятся в Москве и Подмосковье. Следом с большим отрывом идет Санкт-Петербург, представленный в рейтинге 11 участниками. Третий регион России по количеству лучших вузов - сильная университетскими традициями Томская область (пять вузов). Планку в три вуза в составе топ-100 рейтинга RAEX также удалось преодолеть Республике Татарстан, Воронежской, Самарской, Ростовской, Тюменской областям и Республике Башкортостан (см. стр. 3, график 1).
Концентрация лучших вузов страны в считаном количестве субъектов РФ представляет проблему для способных абитуриентов из тех регионов России, в которых нет сильных вузов, - далеко не все молодые люди готовы нести неизбежные дополнительные затраты, связанные с обучением вдали от дома. К тому же для поступления в лучшие вузы Москвы необходимо вступить в конкуренцию с выпускниками столичных школ, занимающих около 2/3 мест в лучших вузах столицы. Санкт-Петербург в этом отношении гораздо доступнее. Более 60 процентов первокурсников ведущих санкт-петербургских университетов приехали учиться из других субъектов РФ. При этом мобильность самих москвичей и петербуржцев очень низка - подавляющее большинство выпускников топовых школ двух столиц предпочитают получать высшее образование в родном регионе. Доля выпускников лучших петербургских школ, сменивших место жительства для обучения в вузе, составляет всего 18 процентов (вектор выбора ожидаемо направлен на Москву). Для москвичей же учеба в университетах из других регионов России и вовсе сродни экзотике: уезжают из столицы только 1,2 процента воспитанников московских образовательных учреждений из топ-100 рейтинга школ RAEX по конкурентоспособности выпускников. Для сравнения, аналогично рассчитанная доля для воспитанников школ Сибири составляет 40 процентов, для школ Урала - 60 процентов.
Тарифный план
Доступность образования в ведущих вузах страны по факту сильно зависит не только от региона, но и от профиля обучения. Так, в вузах гуманитарной и экономической направленности доля поступивших на бюджетной основе, как правило, ниже доли "платников". К примеру, в РГГУ только каждый третий первокурсник обучается бесплатно. В Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова доля бюджетников еще ниже - 27 процентов, а в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ она составляет менее 20 процентов.
В медицинских вузах из рейтинга RAEX доля бюджетников ощутимо выше - в среднем она составляет 50 процентов. Что же касается технических и естественно-научных направлений, то поступление на бюджетные места выглядит для абитуриентов более реалистичным. Доля бюджетников весьма велика даже в топовых технических вузах из первой тридцатки рейтинга RAEX, где в среднем она составляет 73 процента. При этом влияние географического фактора здесь гораздо меньше, чем для популярных у абитуриентов экономических и управленческих направлений. К примеру, в московском НИЯУ МИФИ и в Томском политехническом университете соотношение бюджетников и платников среди первокурсников примерно одинаковое: девять к одному.
В списке топ-10 самых "дорогих" вузов из рейтинга RAEX всего один технический вуз - Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, обучение в котором обходится первокурсникам в среднем в 282 тысячи рублей в год. При этом расценки ведущих вузов с экономическим, юридическим или гуманитарным уклоном значительно выше: к примеру, год обучения во Всероссийской академии внешней торговли в среднем стоит 352 тысячи рублей, в МГЮУ им. Кутафина - 355 тысяч рублей, в а МГИМО - 585 тысяч рублей (см. график 2).
В частных вузах обучение на популярных у абитуриентов направлениях значительно доступнее по цене, чем в государственных университетах. Стоимость платного обучения на первом курсе по очным программам бакалавриата составила 100 тысяч рублей в среднем по топ-5 негосударственных вузов. Лидером среди частных вузов является Российский новый университет, входящий в топ-100 рейтинга RAEX.
Кадры для цифровой экономики
В последние годы образовательные учреждения стали проявлять повышенный интерес к сфере информационных технологий.
В частности, многие российские вузы стали уделять внимание изучению так называемых "сквозных технологий", которые могут иметь очень широкий спектр применения - использоваться в различных отраслях и для разных целей.
Среди таких высоко востребованных во всем мире направлений - блокчейн-технологии, суперкомпьютерные технологии и Big Data, нейротехнологии, квантовые технологии, новые производственные технологии (например, 3D-принтинг) и др.
С учетом высокой актуальности "цифровой" тематики в 2019 году RAEX по инициативе компании СИБИНТЕК впервые подготовил Рейтинг лучших вузов России в сфере "информационные технологии". Наряду с цифровизацией высокое влияние на российские вузы оказали два заданных государством ориентира.
Первый - курс на развитие научных исследований. Второй - углубление международной интеграции, в частности укрепление связей с представителями академического сообщества из-за рубежа. Статистика, собираемая RAEX при подготовке рейтингов, показывает, что обозначенная генеральная линия стала для развития вузов определяющей.
Так, наибольшего за последние годы прогресса российские вузы достигли в области подготовки научных публикаций. Все библиометрические показатели (количество статей в расчете на сотрудника, частота их цитирований в расчете на сотрудника и др.) у участников рейтинга RAEX бурно растут на протяжении нескольких последних лет.
Если по итогам рейтинга 2018 года на одного научно-педагогического работника из топ-100 вузов России в среднем приходилось 0,35 публикации в год, то по итогам нынешнего рейтинга - уже 0,46 публикации.
Еще более стремительная динамика наблюдается в области цитирования научных работ: среднегодовое количество цитирований на одного НПР выросло с 0,72 до 1,11. К слову, такого взрывного роста, как по цитированию, у вузов из топ-100 рейтинга RAEX не наблюдается более ни по одному измерению.
Рейтинг вузов
Рейтинги вузов RAEX публикуются ежегодно, начиная с 2012 года. Цель составления рейтинга - оценка способности вузов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения.
Итак, рейтинг свидетельствует, что идея наращивания количества научных публикаций и уровня цитируемости статей успешно осуществляется на практике. Однако сами студенты ждут от своих вузов другого.
RAEX опросил более 50 тысяч студентов лучших вузов России, чтобы узнать, каковы их мнения о сильных и слабых сторонах российских вузов и чего больше всего им не хватает.
Опрос показал: важнейшим достоинством отечественных вузов студенты считают качество фундаментального образования. Этот параметр набрал наибольший процент положительных оценок опрошенных - 67 процентов студентов считают эту составляющую образования сильной стороной своих вузов. А самую высокую оценку фундаментальному образованию дали студенты медицинских вузов - доля респондентов, оценивших этот параметр положительно, составила 76 процентов.
Вовлеченность студентов в научные исследования относят к сильным сторонам своих вузов 65 процентов опрошенных. Вместе с тем 35 процентов полагают, что приобщение студентов к научной деятельности осуществляется недостаточно.
С международной интеграцией дела обстоят несколько хуже: мнения респондентов о взаимодействии с иностранными исследователями разделились ровно поровну - по 50 процентов положительных и отрицательных оценок.
Самой слабой стороной российских университетов, по мнению студентов, является недостаточно налаженная связь вуза с работодателями. Больше половины опрошенных из топ-100 рейтинга (55 процентов) заявили о том, что их университет не уделяет должного внимания сотрудничеству с работодателями. Это тревожный сигнал для отечественной высшей школы в целом: ориентир, который ставит перед ней государство (продвижение исследований на мировой арене) не так важен для студентов, как перспективы трудоустройства после окончания вуза.
Для большинства выпускников российских университетов не так принципиально, какое количество статей публикуют преподаватели вуза в престижных журналах. Куда более важны качество образования и меры, помогающие выпускникам состояться в профессиональном плане, достичь успеха на рынке труда.
При подготовке рейтинга RAEX использовались статистические показатели, а также результаты опросов свыше 60 тыс. респондентов: представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников, работодателей.
При оценке качества образования в вузах (вес 50%) рассматривались группы показателей "уровень преподавания", "международная интеграция", "ресурсная обеспеченность" и "востребованность среди абитуриентов". Для оценки востребованности работодателями выпускников вуза (вес 30%) анализировались группы показателей "сотрудничество с работодателями" и "качество карьеры выпускников". Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (вес 20%) определялся исходя из групп показателей "инновационная активность", "научные достижения" и "исследовательская инфраструктура".
Рейтинг вузов России RAEX успешно прошел международный аудит IREG Observatory, крупнейшей ассоциации составителей и потребителей образовательных рейтингов.
Ознакомиться с полной версией рейтинга 100 лучших вузов России можно на портале RAEX Rating Review www.raex-rr.com.