Фильмом "Темный Феникс" завершается большая глава вселенной "Люди Икс". И это важно. Потому что вселенная Людей Икс, можно сказать, старший брат (или сестра, если угодно) киновселенной Marvel. То есть "Люди Икс" - тоже Marvel, но вы поняли. Суть в том, что одна вселенная взрастила другую, обеспечила ее условиями для развития и на примере собственных ошибок научила, как делать не надо. А ошибок у "Людей Икс" было навалом, чуть не на каждый взлет приходилось по громкому провалу. И именно поэтому за их эволюцией следить было гораздо интереснее. Одним из таких провалов стала "Последняя битва" (2006), прохладно встреченная и едва окупившаяся в прокате. Сценарий к ней написал Саймон Кинберг, отметившийся в шумно выстреливших за год до того "Мистере и миссис Смит". Триумфа, мягко говоря, не случилось, но Кинберга не прокляли, позволив ему реабилитироваться "Днями минувшего будущего" и "Апокалипсисом", а теперь вот доверили в своем режиссерском дебюте эту злополучную "Последнюю битву" переснять. Под заголовком "Темный Феникс".
Со второго раза вышло, конечно, повеселее. Там ведь было как: злой Магнето, добрый Ксавье и Джин Грей, которая почему-то сделалась Темным Фениксом, утонув в воде (видать, Кинберг тогда творил с жестокого похмелья), ходит злая и молчит. А в конце ее убивает влюбленный Росомаха.
Тут все иначе. Магнето не злой, а усталый, верховодит коммуной хиппи-мутантов, выращивает редиску на грядках. Ксавье, как выясняется, много лет назад серьезно накосячил, соврав маленькой Джин Грей, и оттого нынче всем плохо, в том числе ему самому. Джин Грей не понимает, что происходит, и срывает злость на всех подряд (порой не без причины), учиняя разрушительный беспредел.
Первые две трети фильма содержат много драмы, вполне для кинокомикса приличной. Не без засевшего уже в печенках и в иных органах мотива "мутанты угрожают человечеству, надо срочно их отправить в концлагеря" на бис. Но и без раздражающих шуточек через каждые пять минут для смены тона. Моральные дилеммы, трагическая гибель кое-кого из ключевых персонажей - все как подобает.
С финальной третью приключились непредвиденные трудности. Уже когда все закончили, оказалось, что у другого только что вышедшего супергеройского фильма очень похожая концовка. Пришлось в режиме цейтнота все переснимать. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, как все завершалось в изначальной версии, но то, что мы имеем в итоге, - это здорово и замечательно.
Стремительное, лютое побоище. Без глобального размаха, без нелепо суетящихся толп атлетов в разноцветных костюмах, без вот этих вот пиу-пиу лучами из рук. С точностью до наоборот: сконцентрированная в узком пространстве напряженная битва насмерть, насколько это возможно - реалистичная и насколько позволяет рейтинг PG-13 - жестокая. Что также имеет немалое значение, главное противостояние в "Темном Фениксе" - это противостояние двух женских персонажей. Именно так - запомните! - должна выглядеть феминизация жанра кинокомикса здорового человека.
Когда никто не жалуется, что женщин обижают, и не самоутверждается надменно. Просто две мощные дамы решают судьбу мира, как если бы на их месте были бы мужские персонажи. Равноправие в идеальной форме.
На этой торжественной ноте "Люди Икс", какими мы их знаем, уходят в закат, сравнительно скромно, но заслуженно гордо. Конечно, это далеко не конец. Впереди "Новые мутанты", выполненные, как обещают, в жанре хоррора. Но теперь всем заправляет Disney, и есть такая вероятность, что "Люди Икс", влившись в эту корпорацию добра, сольются с гомогенной сладкой массой ее продукции. В чем очень хочется заблуждаться. Очень хочется.