Обнаружение гравитационных волн сравнивают с открытием частицы Бога, бозоном Хиггса, называют Священным Граалем космологии. Они предсказаны более 100 лет назад великим Эйнштейном. И тогда же за ними началась настоящая охота. Но расставленные экспериментаторами сети многие годы оставались пустыми. Решающей стала идея советских физиков Михаила Герценштейна и Владислава Пустовойта, выдвинутая еще в 60-е годы прошлого века. Они предложили создать антенну для ловли гравитационных волн, используя лазерный интерферометр Майкельсона.
Что и было потом реализовано в США. На расстоянии около 3000 километров уставили две антенны LIGO. Это трубы длиной 4 километра, в которых между зеркалами бегает луч лазера. Но более 25 лет детектор молчал. И тогда физики поняли - ему не хватает чувствительности. Ведь сигнал гравитационных волн в тысячи раз слабее, чем шум от теплового движения элементов антенны. Как выделить этот "писк" на фоне такого грохота? Эту архисложную задачу удалось решить во многом благодаря работам Митрофанова и Хазанова. Так, в Институте прикладной физики РАН создан так называемый изолятор Фарадея. Дело в том, что луч, который посылает лазер, ни в коем случае не должен хотя бы частично возвращаться назад. Иначе вся система разладится. За право разработать такой метод защиты соревновались ученые разных стран. Российский вариант был признан наилучшим.
Мировой сенсацией стали пойманные в 2016 году гравитационные волны, появившиеся после слияния двух гигантских черных дыр. И вот тут и сработала поразительная чувствительность прибора. При длине плеча антенны в 4 километра удалось зафиксировать отклонение размером в 10 минус 19-й степени метра. Это в десять тысяч раз меньше размера атомного ядра. Сегодня это предельная точность измерения, которую до сих пор удавалось достичь на Земле.
По мнению ученых, сейчас открылось новое окно для изучения Вселенной. А по сути, началась новая эра в науке, гравитационно-волновая астрономия. Она позволит раскрыть тайны Вселенной, например, суть "темной материи" и "темной энергии". Как известно, на эти феномены приходится более 95 процентов массы Вселенной.
Имя академика Виталия Наумкина многие далекие от науки люди открыли для себя в связи с событиями в Сирии. Он был модератором межсирийских встреч в Москве, а также политическим советником от России при спецпосланнике Генсекретаря ООН по Сирии де Мистура. А фактически занимался научной дипломатией. По мнению специалистов, научные достижения Виталия Наумкина и его уникальный опыт сегодня крайне необходимы при принятии решений российской внешней политики.
- Академик Наумкин не только один из самых авторитетных в мире востоковедов в области исламоведения, он уникальное явление в этой науке, - говорит президент Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин. - Ему удалось совместить самые различные сферы знаний: историю, филологию, религиоведение, этнологию, политологию, международные отношения и в каждой достичь высочайших результатов. Он создал новый, междисциплинарный метод научного исследования, который обеспечивает его научной школе преимущество перед востоковедными школами стран Запада. Работы Виталия Наумкина опубликованы в США, Великобритании и других европейских странах, в странах Ближнего и Среднего Востока. Они принесли ему широкую международную известность как одного из ведущих специалистов по Арабскому Востоку, Центральной Азии и Кавказу.
Особое место занимают его исследования острова Сокотра, расположенного в Индийском океане. Здесь до последнего времени культура и быт сохранялись почти в первозданном виде. Ученые многих стран ринулись изучать этот реликт. И Наумкин оказался среди этих первооткрывателей. Под его руководством ведутся исследования по археологии, этнографии, лингвистике, открывается новый мир и духовные ценности удивительной культуры сокотрийцев. Эти работы Виталия Наумкина стали явлением в мировой науке.
К лауреатам премии, врученной за уникальные методы операций на трахее, ездят учиться медики со всего мира. Они не только присутствуют в операционных, но и изучают весь опыт россиян, начиная с поступления больного до его выписки. Авторам новой технологии докторам медицинских наук Владимиру Порханову, Владимиру Паршину и Владимиру Харченко есть чем гордиться. Внедрение их разработок позволило за последние годы снизить число летальных случаев операций на трахее с 30 процентов до 0,8 процента. За этими цифрами многие тысячи жизней.
Надо подчеркнуть, что трахея очень коварный орган. Вроде бы простая трубка, но тогда почему многие годы наблюдалась столь высокая смертность после операций? Причин несколько. Скажем, человек постоянно дышит, а во время операции, говоря образно, открывается дверь для инфекций, которые всегда есть в организме. Они попадают в грудную клетку, что крайне нежелательно.
Авторы особо подчеркивают, что успех достигнут не благодаря какому-то изобретенному ими аппарату или новому методу хирургии. Разработана и внедрена в медицинскую практику междисциплинарная технология снижения заболеваемости и смертности пациентов со сложными заболеваниями трахеи. Сегодня этими методиками пользуются медики в России и мире. Но есть в арсенале лауреатов и поистине уникальные случаи. Впервые в мире профессор Владимир Паршин пересадил трахею вместе со щитовидной железой. Это позволило сохранить кровоснабжение органа дыхания. По словам ученого, к этой операции он готовился около десяти лет, сделал множество экспериментов на собаках. А решился оперировать на человеке, когда стало ясно, что иначе помочь ему вообще нельзя. С тех пор прошло 13 лет, женщина остается единственной в мире, кому сделана подобная операция.