25.06.2019 19:20
Кинократия

"Выше неба": мелодрама о парапланеризме и семейном тоталитаризме

Текст:  Алексей Литовченко
Российская газета - Федеральный выпуск: №138 (7896)
Счастливая на первый взгляд, но совсем даже и не счастливая на самом деле семья приезжает отдохнуть в загородный санаторий. Там хорошо, привольно: тишь, благодать, живописные ландшафты с речкой. В семье - две почти взрослые дочери. Одна из них, Саша, с детства лечится от сердечных недугов и окружена тотальной гиперопекой матери. Мать притом не только дочурку гиперопекает, но и вообще всех домочадцев под строгим контролем держит. А отец, именитый мультипликатор (творческая интеллигенция, стало быть), контролем сильно утомлен, однако виду не показывает, зато имеет виды на подружку дочерей.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Выше неба"

Буколическая идиллия нарушается обнаружением трупа - прямо возле пляжа, в воде, лицом вниз. Тело принадлежит отцу парня, который в санатории работает, странноватого, но симпатичного. С Сашей у него завязывается роман. Причем довольно нестандартным образом. Он ее, заблудившуюся в ночном лесу и чуть не изнасилованную каким-то мужиком, случайно находит и сопровождает до номера. А позднее, ночью, наведывается к ней под предлогом фонарик одолжить и отводит через лес к обрыву у речки, чтобы она полюбовалась, как он классно на параплане летает.

"История игрушек 4": свободу пластиковым вилкам и тряпичным ковбоям

На этом моменте становится окончательно понятно, что не так с фильмом Оксаны Карас "Выше неба". Как-то его временами сбоит. Вроде, кажется, все нормально, драматургия там, все дела, актеры замечательные. Линия ненормальной матери стройная - Виктория Толстоганова играет, порой чересчур усердно, ненамного хуже Патриции Аркетт в сериале "Притворство", с которым у "Выше неба" внезапно (впрочем, не так уж и внезапно) обнаруживается немало общего. Цельный, в положительном смысле отталкивающий образ женщины, всеми правдами и неправдами - в основном неправдами - на протяжении долгих лет выстраивавшей собственный мирок и теперь наблюдающей, как он в одночасье неумолимо рушится.

И тем не менее фильм зачем-то выбирает главной опорой не беспроигрышный вариант - актуальную семейную драму о токсичных отношениях, а, как ясно уже из названия, склеенную розовыми соплями мелодраму о любви к загадочному парапланеристу. Который - еще один показательный момент - в ходе романтичного променада предлагает даме сердца буквально покричать в дупло и после этого закатывает беспричинную истерику. Итого имеем один крепкий большой сюжет, один сюжет помельче, но тоже более-менее крепкий (робкие шуры-муры отца-мультипликатора с молодухой), хлипкую детективную интригу (откуда взялся труп) и невразумительную девчачью лавстори.

Последняя наворочена вокруг пошлой метафоры про полеты - в конце влюбленные, естественно, взмывают над миром вместе, тем как бы зарифмовывая ту сцену, в которой пробудились их пылкие чувства, и как бы оправдывая ее нелепость. Кому-то, видимо, подумалось, что это красиво и непременно следует на этом сделать особо жирный акцент. Акцент получился не просто жирный, а приторный - настолько, что перебивает остальные.

"Дитя робота": мамы-роботы нужны, мамы-роботы важны

Все бы еще ничего, если бы не та странная, искусственная пасторальная реальность, в которую облечено действие. Реальность, где юные экзальтированные барышни заняты исключительно тем, что увлеченно собирают полевые цветы, рассуждая о приворотах и модных американских рэперах, музицируют и шушукаются о своих оргазмах. То есть с одной стороны, барышни вполне современные, а с другой - так и хочется их в корсеты туго затянуть да пышные платья на них надеть и причудливыми шляпками сверху украсить. Положим, в "Хорошем мальчике" Оксана Карас тоже использовала легкую стилизацию под старину - под 80-е, но там она смотрелась уместно. Тогда как здесь речь, очевидно, идет о куда более глубокой старине, и это скорее сбивает с толку.

Что также сбивает с толку - обилие обнаженной женской натуры в кадре. Само по себе-то оно и неплохо, конечно. Смущает то, как именно она показана. Совершенно неэстетично, отстраненно, будто глазами опытного врача, для которого грудь - не более чем орган, часть анатомии. А жаль. Ведь стоит внести в фильм несколько изменений - и вышел бы отличный слэшер. Один необходимый атрибут есть - только что его упомянули, антураж как раз подходящий, добавить только побольше трупов и убийцу в маске с ножом (опасные манипуляции с холодным оружием уже присутствуют, кстати), которым окажется, разумеется, персонаж Толстогановой, - и все, готово неглупое жанровое кино. Уж без очередной фестивальной мелодрамы мы бы как-нибудь обошлись, пожалуй, а вот с жанровыми вещами у нас до сих пор, увы, наблюдается дефицит.

2.5
Рецензии