Этот человек - Андрей Андреевич Громыко, чей 110-летний юбилей широко отмечается в эти дни в Беларуси и России.
Он родился в белорусской деревне Старые Громыки, близ знаменитого городка Ветка, основанного старообрядцами в XVII веке. На вечер пришли земляки выдающегося дипломата, родственники и люди, чья биография тесно связана с Андреем Андреевичем.
Открыл вечер Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в РФ Владимир Семашко. Он выразил уверенность, что гости, пришедшие на встречу, являются не только друзьями Андрея Андреевича Громыко, но и Беларуси. Своего знаменитого земляка Посол (он тоже родом с Гомельщины) назвал личностью, без которой немыслима истории дипломатии XX века, чья деятельность по сей день вызывает живой интерес во всем мире.
По словам статс-секретаря - заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина, 110-летие Андрея Громыко не просто повод вспомнить знаменитого уроженца Беларуси, который своим талантом и упорным трудом достиг больших высот на международной арене. Его наследие, подчеркнул дипломат, нельзя ограничить простым перечислением исторических событий, в которых он принимал непосредственное участие. Находясь в эпицентре международной деятельности и в качестве посла СССР в США, и представителя в ООН, и министра иностранных дел, "он внес несомненный вклад в формирование архитектуры мировой политики и безопасности". Григорий Карасин напомнил, что подпись Андрея Громыко стоит под уставом Организации Объединенных Наций, с его именем связана выработка заключительного пакта ОБСЕ и Договора о нераспространении ядерного оружия в мире.
- Не одно поколение российских дипломатов прошло жесткую, полезную и требовательную школу Громыко, - подчеркнул заместитель министра.
Своими воспоминаниями поделился внук дипломата Алексей Громыко, возглавляющий ныне Институт Европы РАН:
- Дед с детства был большим любителем книги, чтобы достать интересующее его издание, мог пешком пройти 30-40 километров в соседнюю Ветку. Он буквально "глотал" книги, как сам выражался. Обладал великолепной памятью, наизусть цитировал целыми страницами прочитанное.
Алексей Громыко рассказал, как однажды во время отдыха всей семьи в Крыму он зашел в комнату деда и увидел, что на столике у него лежит "Фауст" Гете. Страницы книги были исписаны пометками деда. Кстати, "Фауст", по утверждению друзей и коллег, сподвиг Андрея Андреевича на собственное стихотворчество. Правда, свои поэтические опыты он долго держал в секрете и рассказал о них лишь на склоне лет в книге воспоминаний "Памятное".
Откуда взялась у деда такая тяга к книгам? Ответ Алексей Громыко видит в том, что родился Андрей Андреевич и до 15 лет прожил в староверческой среде, где чтение считалось чуть ли ли не культом. Плюс к этому с детства будущий выдающийся дипломат впитал полное равнодушие к алкоголю и табаку, а еще неприязнь к брани, тем более - к ненормативной лексике. Коллеги вспоминают, что было всего три "страшных" ругательства, слетавших порой с его уст: "Странный вы человек!", "Вы шляпа!", "Вы тюфяк!"...
Встречу в белорусском посольстве организаторы назвали по книге воспоминаний сына Анатолия - "Полет его стрелы". В ней есть такие строки: "Отец однажды сказал: "Толя, жизнь человека напоминает полет стрелы, у меня она на излете". Полет его стрелы был крутой, высокий и дальний. К своей славе "Дипломата номер один" Советского Союза он шел по дороге профессионального дипломатического труда".
И еще несколько цитат из выступлений на вечере в посольстве.
- Я работал помощником Андрея Андреевича, - рассказал экс-министр иностранных дел СССР Александр Бессмертных. - Это был величайший дипломат, трудившийся невероятно много. Трудно найти фигуру в истории советской и современной дипломатии, сопоставимую с ним по деловым и человеческим качествам.
- Современная белорусская дипломатия базируется на лучших традициях советской дипломатической школыи, - подчеркнул в своем выступлении доктор философских наук, экс-министр иностранных дел Беларуси Иван Антонович. По его словам, "когда Беларусь получила суверенитет, в республике уже имелись достойные дипломатические кадры, с которыми можно было проводить суверенную политику".
Говорили на вечере и об увлечении Андрея Андреевича живописью. Семья дипломата предоставила организаторам 30 живописных работ его сына Анатолия. Из фондов Гомельского дворцово-паркового ансамбля были привезены портрет Андрея Громыко работы Ильи Глазунова и полотна известных художников гомельского региона, воссоздающие красоту местной природы. А еще можно было ознакомиться с рушниками мастериц ветковской земли, с иконами из далекого детства Андрея Громыко, его фотографиями...