Вы впервые председательствуете в жюри Конкурса Чайковского. В этом статусе у вас больше возможностей?
Мартин Энгстрём: Мы отбирали нашу команду членов скрипичного жюри вместе с Валерием Гергиевым. В финале конкурса у председателя есть право решающего голоса в отношении первой премии. Он имеет полномочия в разрешении споров, если бы они возникали. А нам, конечно же, этого не потребовалось, ведь все мы - хорошие друзья.
Каков, по-вашему, уровень нынешнего скрипичного конкурса?
Мартин Энгстрём: По сравнению с двумя предыдущими конкурсами уровень скрипачей значительно вырос. Он не такой высокий, как у пианистов, но все-таки позволит определить победителя. Так сложилось, что на данном этапе времени образовался, если можно так выразиться, некий "пробел" - отсутствует целое поколение молодых талантливых скрипачей. Это касается не только России, такая ситуация сложилась сейчас в мире. Могу назвать Даниэля Лозаковича, он делает сейчас блестящую карьеру. А вот скрипачей такого уровня, как Лиза Батиашвили, Янин Янсен, Юлия Фишер, пока не появилось. Большинство крупных международных скрипичных состязаний сейчас не вручают первую премию - нет достаточно хороших претендентов. Поэтому я рад отметить, что уровень нынешних участников высок, и скажу, что первая премия будет обязательно!
Вам удается соединять на своем фестивале музыкантов планеты. В чем секрет умения налаживать контакты?
Мартин Энгстрём: Думаю, причина тому - моя уверенность в себе. Музыканты доверяют мне, потому что знают: со мной они не окажутся в какой-то странной или неразрешимой ситуации. Многих артистов я знаю очень давно, некоторых 40-50 лет, и за эти годы мы стали хорошими друзьями. Хочу добавить: мне всегда были интересны разные жанры концертных выступлений. Обожаю камерную музыку. Составлять неожиданные, необычные комбинации из музыкантов - для меня всегда было чем-то вроде захватывающей игры.
Перед вами в течение всей жизни - плеяда крупнейших талантов. Кто из великих музыкантов вызывает самое большое восхищение?
Мартин Энгстрём: Мой главный фаворит - Михаил Плетнев. Очень люблю его игру; его манера исполнения никогда не приедается. То, как он как создает музыку и как разговаривает со мной посредством рояля, - могу слушать от рассвета до заката!
Создавая фестиваль в Вербье, вы сами успешно инициировали новый тип "культурно-ориентированного туриста". Что нужно делать для того, чтобы и в России таких путешественников появлялось больше?
Мартин Энгстрём: Это должны быть места, идеальные для проведения отдыха. Вот, например, деревушка Вербье находится в горах. Там всего лишь два пути - наверх и вниз. На французском это звучит как cul de sac - тупик (смеется). Все, кто туда попадает, хотят остаться. Все мы - уже как семья. Например, вы идете в супермаркет - и встречаете там Раду Лупу. Или в горах на фуникулере - Мишу Плетнева!
Конкурс Чайковского уже в третий раз проходит под руководством Валерия Гергиева. Он же с прошлого года руководит у вас Большим фестивальным оркестром в Вербье. Чему учитесь у него?
Мартин Энгстрём: Многому учусь, по большей части - философским вещам. Восхищаюсь его великодушием и благородством. Он открыл мне, что временные границы не существуют. Время для него - нечто иное, чем для остальных людей. Он столько успевает, столько всего решает, иногда всего за один день. Бывает, очень занят, но я никогда не видел его в стрессовом состоянии. Дружба, как и доверие к людям, которые его окружают, имеют для него большое значение. Мы - одногодки. Дружим около 20 лет, но до сих пор я его до конца не постиг; продолжаю открывать в нем что-то новое каждый день.