28.06.2019 13:37
Культура

Член фортепианного жюри конкурса Чайковского подвел его итоги

Текст:  Татьяна Эсаулова
В этом году пианист Борис Петрушанский, сам проходивший в 1974 году через конкурс Чайковского (дипломант), работал в его жюри. Ученик Генриха Нейгауза и Льва Наумова, концертирующий пианист и исполняющий, педагог Международной пианистической академии Incontri col Maestro в Имоле (Италия), член жюри международных конкурсов прокомментировал для "РГ" итоги конкурса.
/ Конкурс Чайковского.
Читать на сайте RG.RU

Как выбрали из целой плеяды прекрасных музыкантов сегодняшнего победителя?

Борис Петрушанский: Александр Канторов - музыкант необычайного творческого посыла. С моей точки зрения, он обладает великолепным дирижерским слухом, даже композиторским! Человек абсолютной свободы; пианист, который умеет превращать исполняемое произведение в некое событие широкого культурного масштаба, что на самом деле и произошло, когда он играл второй концерт Чайковского. Это был уже не концерт для фортепиано с оркестром, а симфонический театральный роман. Пианист, оркестр и дирижер пребывали в полном единении, а мы просто следили за событиями. Слушали не как он играл, а следили за тем, что происходит в душе и судьбе главного героя. У этого музыканта очень сильное режиссерское начало и очень мощная творческая палитра - невероятное разнообразие! К тому же оптимистический взгляд на то, что он исполняет, - будь то второй концерт Брамса, или второй концерт Чайковского, или то, как он играл вторую сонату Бетховена.

Его программы были составлены очень необычно, да к тому же, так совпало, с большим количеством вторых номеров.

Борис Петрушанский: Он выбрал произведения совершенно для конкурса нетрадиционные. Вторая соната Брамса - сочинение во многом автобиографичное, эпизод из жизни молодого композитора. Оно сложное по языку, по форме и как бы неэффектное, а исполнитель приглашает нас прожить вместе с ним жизнь композитора! А его исполнением Стравинского в обработке Агости - сочинения, которое я очень хорошо знаю, потому что первым исполнил его еще в Советском Союзе в 1976 году - я был просто покорен. Канторов играл с феноменальной свободой выражения, реализации, он рождал эту музыку прямо у тебя на глазах. Я разделяю музыкантов на тех, кто читает музыку, и тех, кто пишет ее. Именно это и есть тот важный сигнал, маяк, который может осветить путь в дальнейшем новым поколениям музыкантов, которые будут идти за ним. Он молодой человек, но к нему уже подбираются те, кому сейчас 12-13, - ведь сейчас все очень молодеет!

Названы лауреаты XVI Конкурса Чайковского в категории "фортепиано"

Высочайший технический уровень пианизма на этом конкурсе отметили все.

Борис Петрушанский: Но вы не представляете, как здорово играли все те 267 человек, которых мы отслушали! Феноменальный, заоблачный уровень! Они все были готовы и сознательно шли на самый серьезный конкурс в мире. Конкурс Чайковского - очень многосторонний, таящий подводные камни. Чисто двигательная часть этого соревнования представляет большие сложности! Я специально не употребляю слово "техническая", потому что techne по-гречески означает искусство, а с искусством и с искусной выделкой не всегда здесь обстояли дела благополучно. Предварительный отбор стал для меня серьезной и большой работой: 133 часа, а многих приходилась слушать по несколько раз. И те 25 человек, которых мы отобрали, оказались наиболее успешными, удачными, интересными и творческими людьми. Здесь на конкурсе это был уже праздник, в котором участвовала вся публика Большого зала и весь мир - 14 миллионов просмотров, это что-то запредельное.

Очень устали?

Борис Петрушанский: К концу конкурса меньше, чем в начале. Первый тур всегда очень тяжелый: большая длительность и ответственность огромная.

Как оцениваете выступление Госркестра с конкурсантами?

Борис Петрушанский: Великолепный дирижер Василий Петренко, а про оркестр и говорить нечего. Я очень люблю этот коллектив - много раз играл с ним под управлением разных дирижеров. Это настоящие мастера, которые очень деликатно позволили выявить все самое лучшее в сегодняшних конкурентах. Большое спасибо им и низкий поклон!

Пианисты на Конкурсе Чайковского подвели итоги

Какие пожелания конкурсу и его лауреатам вы бы дали сегодня?

Борис Петрушанский: Хотелось, чтобы молодые люди, только что стоявшие с нами на сцене Большого зала (мы пожимали им руки), уже с сегодняшнего вечера начали развиваться еще интенсивнее и интереснее, чтобы они радовали публику и служили музыке, а не дешевому успеху. Успех, который они получили здесь на конкурсе, стоит очень дорогого. Конкурс Чайковского - это очень серьезно! Те, кто не попали в финал: кто-то выступил лучше и был в апогее своей формы, кто-то - хуже, некоторые были не достаточно хорошо подготовлены в плане сценической собранности, а у кого-то сдали нервы. Все это мне нетрудно представить, ведь 49 лет назад я участвовал в этом конкурсе. Мои коллеги Денис Мацуев, Владимир Овчинников, Фреди Кемпф тоже прошли через Чайковского. Сцена Большого зала - это гигантская ответственность, но в то же время радость и необычайный подъем!

Справка "РГ"

Борис Петрушанский - пианист и педагог. Одним из его наставников стал выдающийся педагог Генрих Нейгауз. В 1975 году окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс Льва Наумова), уже проявив себя талантливым пианистом на крупнейших международных конкурсах. Объездил с гастролями Италию, Финляндию, Швецию, Японию, Великобританию, Германию, Францию, Бельгию, Австрию, Чехословакию, США, Венгрию, Израиль, Египет, Мексику, Тайвань, Гонконг, ЮАР, Чили. Сотрудничал со многими ведущими оркестрами и выступал со многими крупными дирижерами.

XVI Международный Конкурс Чайковского объявил своих лауреатов

Член жюри международных конкурсов им. Ферруччо Бузони в Больцано, им. Джованни Баттисты Виотти в Верчелли, им. Алессандро Касагранде в Терни, им. Фредерика Шопена в Варшаве и состязаний в Лидсе, Орлеане, Париже, Андорре и Ганновере.

Помимо концертной деятельности Петрушанский ведет активную педагогическую работу: он преподавал в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, а в настоящее время дает мастер-классы в Королевской ирландской академии музыки в Дублине, Королевской академии музыки и Королевском колледже музыки в Лондоне, Университете Роуэна в США, а также во многих городах Италии, Германии, Польши, России, Испании, Израиля и Японии. С 1990 года преподает в Фортепианной академии в Имоле (Италия).

Классика