Почти все деревянные и медные инструменты будущий композитор слышал уже самого раннего детства. На Воткинском заводе был небольшой ансамбль музыкантов, в котором участвовали практически все деревянные и медные духовые инструменты. Илья Петрович, отец Чайковского, начальник завода сам играл на флейте.
Во время обучения в Санкт-Петербургской консерватории Чайковский также брал уроки игры на флейте. А среди его ученических работ, выполненных им в классе Антона Рубинштейна в Петербургской консерватории, есть сочинения для разных составов духовых инструментов.
Конечно, нельзя забывать о знаменитых соло в симфонических сочинениях, операх, балетах: сколько музыки Чайковский отдал флейте, гобою, валторне, трубе. Голосом кларнета Франческа рассказывает свою историю в фантазии "Франческа да Римини", а тембром фагота композитор начинает свою последнюю Шестую "Патетическую" симфонию и др.
Но мало кто знает, что Чайковский собирался написать сочинение для флейты с оркестром. Замысел связан с именем выдающегося французского флейтиста Клода Поля Таффанеля - крупнейшего музыканта-виртуоза второй половины XIX века, основателя современной французской школы игры на флейте.
Чайковский познакомился с Таффанелем в 1880-е годы. В дальнейшем музыканты не раз встречались. В репертуар Таффанеля входили его собственные переложения для флейты сочинений Чайковского. Еще в 1887 году композитор высказал намерение написать произведение для знаменитого флейтиста: "Я с удовольствием напишу что-нибудь для Таффанеля и определенно ему обещаю это, но не уточняю срока. С сегодняшнего дня буду об этом думать". Срок затянулся на шесть лет. Чайковский приступил к обещанному незадолго до смерти в 1893 году, оставив два нотных наброска, сопровождающихся заголовком: "Conсerstück для флейты". Реализовать этот замысел композитор не успел.