Событию предшествовал опрос: его участникам предложили угадать, какое растение особенно любил и собственноручно пестовал Павел Петрович. Меньше всего голосов ожидаемо собрал заморский фрукт папайя, на втором и третьем местах расположились аленький цветочек и заводной апельсин, а первое поделили между собой петрушка и хрен. Это не спойлер, ответ ждет любознательных в огородной экспозиции. А чтобы не нервировать гостей без чувства юмора, в пространство сада включены художественно оформленные архивные материалы - фотографии, фрагменты писем Павла Петровича, воспоминания его родных и близких.
Вторая экспозиция только что переехала в Дом-музей Бажова из ТРЦ, где в течение месяца называлась "немузейной". Так изначально определили ее формат организаторы - управление культуры администрации Екатеринбурга и Объединенный музей писателей Урала. Во-первых, потому что ее посетители приходили не в музей и на вдумчивый просмотр и разговор об искусстве не были настроены. А во-вторых, сами экспонаты вроде бы и не заслуживают такого солидного определения, и рассматривать их следует как образчики "халтурки, безвкусицы и дешевки". Это не мое мнение. Это название экспозиции - "Бажовский китч", а немецкое слово кitsch именно так и переводится.
Глаза сперва разбегаются, а потом лезут на лоб от фантазии художников, дизайнеров и рекламщиков, решивших воспользоваться "бажовской" тематикой: Данила-мастер в возрасте от томного юноши до стриженного под горшок мрачного мужика, воплощенный в чугуне, фарфоре, эмали, дереве, стекле и бетоне. Несчастная Хозяйка Медной горы на этикетках бальзама, шампуня, на афише выставки кошек и в рекламе "дымовых шашек для фотосессии". Несметное количество ящерок и козликов, способных выдавить слезу даже у людей, равнодушных к фауне. И, разумеется, сам Павел Петрович - памятник, бюст, фляжка, тарелка, значок, медаль, шкатулка. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Огромное количество бездарных ремесленников ответственно за то, что герои удивительных сказов воспринимаются как надоевший архаизм, нечто навязанное извне, утерявшее смысл и совершенно не привлекательное.
А вот с этого момента организаторы экспозиции готовы начать серьезный разговор со зрителем.Экспозиция, изменив локацию и формат, сохранила суть.
- В свое время, в 70 - 80-е годы, во многом из-за потока подобной халтуры мы получили "бажовщину" и утратили интерес к творчеству писателя, - говорит автор выставки художник Александр Шабуров. - Можно сказать, это выставка-покаяние. Но парадокс в том, что все это не китч, а важная часть нашей истории и культуры.
Итак, кем был Данила - великим магистром или товарищем с девиантным поведением? Кто родственники Хозяйки и как она участвовала в классовой борьбе? Как советский китч соотносился с соцреализмом и тогдашним андеграундом, так ли он страшен на самом деле? А его наследие - убогий хлам или драгоценные осколки ушедшей эпохи, которые надлежит собирать и сохранять? Можно ли вдохнуть в бажовские сказы новую жизнь? Экспозиция, начавшаяся со смешного, готова вдумчиво ответить на возникающие вопросы.
- Поскольку Бажов - наше уральское все, эту выставку должен посетить каждый уралец. Мир изменился, но мы все же вошли в новое тысячелетие с Бажовым. И теперь должны уяснить, что такое Бажов сегодня, - говорит литературовед Евгений Зашихин.
А вот третья выставка "Кукольный театр дедушки Бажова", открывшаяся в Музее кукол и детской книги, по-хорошему традиционна и дискуссий не предполагает, но обещает маленькие открытия и встречу с настоящим Мастером. Театральный художник Мария Черенкова уже много лет создает уникальных кукол - персонажей сказов, но большинство из них зрители увидят впервые. Это новый авторский взгляд на знакомых вроде бы Даренку и Кокованю, Синюшку и Огневушку-Поскакушку, Хозяйку Медной горы и Серебряное копытце.
Не избежал превращения в куклу и сам писатель. Поверьте, это удивительное произведение! Куклы достигают полуметровой величины, сделаны в сложной технике, одеты в оригинально оформленные костюмы. Например, Медной горы Хозяйка предстает в переливающемся парчовом платье с отделкой из антикварного кружева, расшитом натуральными камнями. Экспозицию сопровождают фотографии, позволяющие рассмотреть каждую куклу во всех деталях. И если две последние выставки посетить в указанном порядке, вопрос об отличии китча от настоящего искусства решится сам собой.