18.07.2019 17:35
Экономика

На Крайнем Севере будут строить платные трассы без дублеров

На Крайнем Севере будут строить платные трассы без дублеров
Текст:  Евгений Гайва Елена Мационг
Российская газета - Федеральный выпуск: №157 (7915) Российская газета - Столичный выпуск: №157 (7915)
На Крайнем Севере и приравненных к ним территориях будут строить платные дороги без бесплатных дублеров. Госдума 18 июля приняла законопроект об этом во втором чтении.
/ Александр Щербак/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

По экспертным оценкам, общая сумма потенциальных проектов, которые могут быть реализованы в случае принятия закона, будет свыше 422 миллиардов рублей. Таких денег в бюджетах северных регионов нет. Но выход нашли: государственно-частное партнерство. То есть строительство автодорог с привлечением бизнеса с последующим использованием их на платной основе.

Орешкин поделился эмоциями от поездки из Москвы в Тольятти на Lada Xray

Загвоздка была в том, что, по закону, нужен альтернативный бесплатный проезд. А это значит, параллельно придется строить еще одну дорогу. Тогда инвестпроект становится бессмысленным. В проекте нового закона условие о трассах-дублерах для северных территорий предложено отменить.

Но людям на легковых авто и экстренным службам будет предоставлен бесплатный проезд. Ко второму чтению в этот перечень включили мотоциклы, медицинские автомобили, автобусы, выполняющие регулярные перевозки, гужевой и военный транспорт, автотранспортные средства, перевозящие жизненно-необходимые товары, например, продукты. Этот список можно расширять.

Кто же тогда будет платить? В районах Крайнего Севера основные пользователи дорог - разработчики недр. Эти компании, предполагается, и будут платить. Например, на Ямале на 70 процентов дорога будет использоваться компаниями именно топливно-энергетического комплекса.

Кстати, в этом регионе плата за проезд на отдельных участках собирается уже сейчас. На реке Пур действует платная понтонная переправа. С легковых автомобилей берут по 120 рублей, а с грузовых в зависимости от веса - от 1,3 тысячи до 681 тысячи рублей. На новой платной трассе максимальный тариф планируется установить в 288,8 тысячи рублей. Проект строительства трассы уже готов, есть инвестор.

Предложено вернуть ГАИ право голоса при организации дорожного движения

По данным источников, знакомых с ситуацией, есть проекты строительства платных дорог и в Магаданской и Иркутской областях, республиках Тыва, Коми, Чукотском автономном округе, Хабаровском крае и других регионах. В минтранс уже было подано 22 проекта. Региональные власти и инвесторы ждут принятия закона.

Но, как отмечают эксперты, надеяться, что частники повсеместно станут вкладывать деньги в северные дороги, по меньшей мере наивно. Открывающие путь к месторождениям углеводородов инфраструктурные проекты, безусловно, окажутся прибыльными. "Но это дело крайне рискованное, - отмечает замдиректора Института экономики УрО РАН Михаил Петров. - Платные дороги выгодно строить там, где есть якорные объекты. Как, например, в случае с мостом через реку Пур, который откроет путь к месторождениям углеводородов. Чего не скажешь о местах, где расположены главным образом социальные объекты". Как отмечают на Ямале, механизм реализации каждого конкретного проекта должен быть обоснован.

Бесплатный проезд оставят для легковых авто, медицинского транспорта и экстренных служб, мотоциклов, автобусов и машин с продовольствием

Если речь идет о крупных инфраструктурных проектах, комплексном освоении территории, то концессия, как правило, интересна с экономической точки зрения. Она позволяет корректно распределять риски и денежные потоки, а с учетом отложенных платежей раньше получить бюджетный эффект. В других случаях есть смысл применять классические инструменты, например, финансировать стройку из бюджета.

Беспилотники выедут на дороги десяти российских регионов

"В любом случае сама возможность, предоставляемая законом, позволит заложить базу развития государственно-частного партнерства, когда возникнет необходимость строить дороги в самых забытых богом местах, где бюджетных средств может не хватить никогда", - резюмирует Михаил Петров.

Но распространять такую практику на другие, не северные регионы страны нельзя, отметил в беседе с "РГ" заместитель завкафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ Эдуард Котлярский.

И, безусловно, продолжает эксперт, надо быть готовыми к проблеме окупаемости таких проектов. В лучшем случае платная дорога может окупиться через 20-30 лет. Даже в Подмосковье, где интенсивное движение, рентабельность платных дорог пока невысока.

Инфраструктура УрФО