Начинается фильм с архивной видеозаписи: великий оперный певец плывет в трениках по реке Амазонке в Манаус, где в XIX веке был построен театр, к которому свой интерес проявил еще Вернер Херцог, сняв легендарный фильм "Фицкарральдо". Лучано ступает на сцену одного из крупнейших театров Бразилии - и его могучий голос наполняет пространство музыкой. Красиво, величаво, возвышенно! Сердечность огромного бородатого мишки с могучим голосом и огромной улыбкой, безусловно, подкупает - Паваротти был, вне всяких сомнений, крайне масштабным персонажем, про которого грех не снять голливудский байопик. Он невероятно человечен, добр и влюблен в свое дело, его появление на экране, даже в таком непритязательном ракурсе, заряжает невероятной энергетикой.
Конечно, Ховард подает историю Лучано по-голливудски: бедная семья, отсутствие возможностей для нормального обучения, а впоследствии - сложные отношения с дочерьми и женами из разных браков. Через трудности и препоны пробиваются лучезарный оптимизм и жизнелюбие, действительно отличавшие певца при жизни - по крайней мере, того Паваротти, который знаком широкой публике и которого Ховард активно "раскручивает".
Проблема как раз в том, что почти нет главного, чего ждешь от фильма о величайшем оперном певце XX века - рассказа о становлении его как музыканта. Это ведь самое интересное - пообщаться с его современниками, чтобы те рассказали, как Лучано тренировал свои медвежьи связки, как достигал завоеванных им высот, как вживался в своих персонажей, как воплощал их на сцене. При этом сахарный образ милого и приятного Паваротти, всеми обожаемого, несколько одномерен и, опять-таки, по-голливудски сглажен, чтобы не вызвать неудобных вопросов у зрителя. Ведь если копнуть подальше, в его биографии будет и "темная" сторона: срывы концертов, тяжелый характер и болезненный перфекционизм, с которым было невероятно тяжело ужиться работавшим с певцом людям.
В итоге получается, что стерильно-прилизанная, скроенная по лекалам доклада школьницы-пятерочницы лента преподносит Паваротти исключительно с "глянцевой" стороны, делая его портрет ярким, но лишенным глубины. Это красивый, но немного приторный фильм о практически безупречном человеке - что-то вроде сюжета из "Каравана историй". И не то чтобы это было плохо. Для людей, мало знакомых с оперой вообще, этот фильм может открыть большущий пласт прекраснейшего из искусств. Но кино - тоже прекраснейшее из искусств (как и все остальные искусства), и его пластические свойства позволяют сделать нечто большее, чем просто бодро и профессионально смонтированная нарезка документальных кадров.
3.5