Оставшийся на обочине большой экономики Томск смог многое сохранить, а Томский университет, созданный в конце XIX века, стал мощным научным центром Сибири. Именно о жизни его студентов, об их отношении к прошлому, настоящему и будущему и решили сочинить спектакль-вербатим в Томском ТЮЗе.
Сам ТЮЗ в сравнении с университетом - явление совсем новое. Он возник в 1980 году на основе знаменитого курса Аркадия Кацмана и Льва Додина, легендой которого стали "Братья и сестры". Игорь Скляр, Наталья Фомина, Наталья Акимова и другие около двух сезонов играли здесь знаменитый спектакль времен перестройки "Синие кони на красной траве". В 2018-м главным режиссером театра стал ученик Сергея Женовача Павел Зобнин.
Здесь идет яркий детский мюзикл "Маугли" (режиссер Георгий Цнобиладзе), в котором компьютерная анимация и пластически яркая работа актеров позволяют детям на равных правах включить театр в привычные им медиа. Здесь в камерном пространстве идут спектакли, развивающие эмоциональность, воображение и чувствительность ребенка. "Небо в кармане" по книжке Игоря Фарбаржевича сочинили два актера театра - Екатерина Костина и Всеволод Трунов - и поставили его прямо на сцене, используя колосники и "карманы," и тем поощряя работу воображения у маленького зрителя.
Режиссер Радион Букаев в свойственной ему стилистике мультимедийного юмора поставил спектакль для семейного просмотра "Дети и эти" по книге Григория Остера, где взрослые и дети, поменявшись местами, ведут видеотрансляции в режиме on-line, используя предметы и куклы. "Летопись в картинках. Жизнь и приключения пятилетней личности" по прозе Наринэ Абгарян (режиссер Екатерина Максимова) позволяет актерам легко импровизировать в нежном пространстве художника Сергея Лавора, созданном с помощью мультимедиа-художника Тимофея Мокиенко по рисункам дочери режиссера Анастасии Фокиной.
Кирилл Фриц играет здесь маленького Семена Андреевича в мягкой естественной манере, без всякой "ТЮЗятины" (так раньше говорили о назойливо детском голосе и иных средствах, применявшихся в советских ТЮЗах для создания детских образов). Почти не меняя этой органики, он создает вместе с режиссером Дмитрием Гомзяковым оригинальную партитуру роли Треплева в новом спектакле театра "Чайка", который стал настоящим взрывом мозга для томской публики, резко разделив ее на поклонников и противников.
Молодой художник, входящий в мир, испытывает на себе страшное давление старых и новых форм. Как не потеряться в них? Молодой режиссер ставит спектакль прежде всего о себе. В его режиссерской партитуре читаются отсылки к театру Кристиана Люпы и Юрия Бутусова, боевиков и рэп-батлов. Высокие и низкие, популярные и элитарные жанры, энергии, подходы к жизни в искусстве - все это "смешалось" в старой чеховской усадьбе, заставляя хрупкого художника кончать жизнь самоубийством. На длинном, трудном спектакле Дмитрия Гомзякова зрители сидят, не шелохнувшись: им явно необходим этот новый разговор о старом сюжете.
Сам Павел Зобнин в своих спектаклях осуществляет связь поколений, не только соединяя опытных и молодых актеров в одном пространстве, но и сохраняя верность психологическому театру. Его "Подлинная история френкен Хильдур Бок, ровесницы века" по пьесе Олега Михайлова изысканно использует колоссальный потенциал прекрасной актрисы Ольги Рябовой. Соединяя яркую театральную форму, не боясь форм медленного, "зависшего" театра, он сочиняет и "Девушки в любви" по пьесе Ирины Васьковской. В нем торжествует открытая мощная энергия молодой актрисы Анастасии Чеверс.
И вот новая премьера "СтуденТЫ", которая появится в конце августа. Прежде спектаклей в этом жанре ни в театре, ни в городе не было. Он создавался из интервью артистов со студентами университета. На их основе драматург Вячеслав Дурненков написал пьесу. Режиссер спектакля, возглавляющий кемеровскую драму Антон Безъязыков, уже не первый раз работает в жанре вербатима. Его спектакль "Мирение" стал участником "Золотой маски" 2017 года.
"Вербатим привлекает тем, что он непредсказуем, у него не может быть "рецепта" успеха", - объясняет свой интерес к этому жанру Антон Безъязыков. - Это всегда самый настоящий эксперимент. И прежде всего это живые истории живых людей! Видеть, как живая, а не книжная, литературная, речь влияет на актеров, как возникает персонаж, как он начинает развиваться".
Спектакль станет частью "Арт-лаборатории", проекта Международного фестиваля-школы "Территория".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"