15.08.2019 19:04
Культура

Вишнева станцевала под музыку электронного трио Noisia "Сны Спящей красавицы"

Диана Вишнева станцевала под музыку голландского электронного трио Noisia "Сны Спящей красавицы"
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №181 (7939)
Премьера состоялась в Майами и Нью-Йорке, на очереди - два спектакля на сцене "Мариинки-2", затем Москва, турне по России, Европе, Северной и Латинской Америке. "Сны Спящей красавицы" - наверное, самый необычный балет в истории классического и авангардного искусства. Судите сами: балетная прима Диана Вишнева в главной роли, эффектная и драматичная электронная музыка, использующая как симфонические мелодические традиции, так и танцевальные ритмы EDM и драм-н-бейс. А еще - мультимедийные технологии, смелые дизайнерские решения в костюмах и световом оформлении сцены, видео-арт. На экранах появляются гигантские 3D-аватары из снов Спящей красавицы, причем все не похожие друг на друга. Но повторяющие все движения главных персонажей. Такое, может быть, не снилось даже кинорежиссеру Джеймсу Кэмерону с его "терминаторами", "чужими", "титаниками" и "аватарами"…
/ Предоставлено Концертным агентством TCI
Читать на сайте RG.RU

Команда в "Снах Спящей красавицы" собралась очень завидная: за визуальную часть в проекте отвечает работающий с Бьорк дизайнер Тобиас Греммлер, художник по костюмам - Барт Хесс, главную мужскую роль исполняет солист Штутгартского балета Марайн Радемакер, а музыку написал лидер культового голландского электронного трио Noisia Тейс де Влигер.

Очень жду момента, когда увижу лица зрителей в Петербурге. Думаю, многие, услышав мою громкую музыку в Мариинском театре, очень удивятся

Сама Диана Вишнева, которой в этой постановке отведена роль принцессы Авроры, уверена, что все вместе они сделали спектакль будущего, в котором есть "синтез или соприкосновение разных жанров и сопоставление артистической команды разных стран".

Сюжет значительно отличается от знаменитого балета Чайковского. Вместо истории любви авторы либретто написали его будто об иной Авроре - принцессе собственного внутреннего мира, которая сталкивается лицом к лицу со своей темной стороной. Противодействуя внутренним демонам, Аврора вынуждена выбирать между добром и злом (а в ней есть и то и другое). Зато такой поворот событий открыл безграничные возможности и постановщику, и дизайнеру, и танцовщикам. Да и автору новой музыки для этой известной во всем мире сказки.

Юрий Шатунов отказался петь "Белые розы" и отрекся от "Ласкового мая"

Незадолго до российской премьеры "Снов Спящей красавицы" музыкант Тейс де Влигер побывал в нашей стране и ответил на вопросы обозревателя "РГ".

Впервые вы приехали в Россию во время XVI Международного конкурса имени Чайковского. И теперь опять - обратились к Чайковскому. Вы ищете в классике вдохновения для своей электронной музыки?

Тейс де Влигер: Мы приезжали по другим делам: у Noisia был большой концерт. И он никак не связан со "Снами Спящей красавицы". Хотя я очень хотел бы принять участие в конкурсе имени Чайковского! В "Снах Спящей красавицы" я выступаю как сольный композитор и клавишник, так что, может, у меня получилось бы успешно выступить и на конкурсе? Хотя проблема в том, что я не соблюдаю правила классики, а создаю свои, основываясь на совершенно другой культуре: культуре клубов и музыкального андерграунда. Но мой отец всегда слушал симфоническую музыку, да и я ее полюбил.

Да, лучше всего я знаю музыку электронную и то, как делать ремиксы, но недавно сочинил и струнный квартет. Меня это привлекает, мне вообще интересен мир и все серьезные события, которые в нем происходят! Конкурс имени Чайковского, классическая музыка - конечно, из их числа.

Фото из балета Вишневой

Диана Вишнева - балетная прима, мировая знаменитость. Готовясь к встрече с ней, вы думали, как произвести впечатление своей компетентностью и музыкальной эрудицией?

Тейс де Влигер: Я и так слушаю много Моцарта, Баха, Бетховена, Шопена… А перед встречей с Дианой посмотрел ее самые ранние выступления в Milano Scala, где она танцевала оригинальный балет "Спящая красавица". Слушал и его аудиоверсию.

Мне нравится эта часть работы над проектом, когда ты только слушаешь и не заморачиваешься насчет того, "что же я здесь смогу сделать?!" В итоге сказка вызвала у меня множество вопросов. Что там вообще делает эта красавица? Ждет своего принца? Ждет, когда наконец повзрослеет? И что значит: она укололась веретеном, из-за которого заснула на 100 лет? Мне понравилось размышлять над сюжетом... И как-то постепенно ко мне и пришла вся музыка! Хотя я впервые работал с профессионалами балета и мировыми звездами.

Томский ТЮЗ совместно с фестивалем "Территория" готовит необычную премьеру

Кто первым предложил сотрудничество и поверил, что союз столь разных музыкальных жанров приведет к успеху? Мировой тур "Снов Спящей красавицы" ведь расписан уже на несколько месяцев вперед.

Тейс де Влигер: Я сочинил музыку для Club Guy and Roni, сняли видео. Придумали хореографию, выбрали живописные места в лесу - получилось очень красиво. Оператором был мой друг Лекс. Креативный продюсер "Снов Спящей красавицы" Рэм Хасс увидел, что у нас получилось, и сказал: "Вот такая музыка нам и нужна!" И пригласил меня заняться проектом. Я согласился, но с условием, что буду делать, что хочу. Я ведь упрямый! И началось. Набрасывал скетчи, сочинял музыку и импровизировал, создавая тотальный хаос. В итоге получилось примерно 20 набросков. Потом мы с хореографом Эдвардом Клюгом и Рэмом Хассом слушали мои сэмплы и думали, какой из них к какому эпизоду истории подходит. Поняли, что к некоторым настроениям подходящей музыки нет. Но главное, тогда я понял, что именно надо написать. Все идеи, сюжет и музыка к тому времени уже стали чем-то единым, шли друг за другом.

В итоге классика, электроника, постмодерн объединились в "Снах Спящей красавицы". Вы давно мечтали произвести впечатление своим драм-н-бейсом на поклонников симфонических жанров?

Тейс де Влигер: Да, я уже попробовал сочетать свое профессиональное направление - клубную и электронную музыку с классической и оркестровой. И я хочу продолжать заниматься этим. Мне очень интересно смотреть, как драм-н-бейс воспринимают в зале классической музыки, с оркестром и в камерной атмосфере. Но я пишу самую разную электронную музыку, и драм-н-бейс - лишь небольшая часть. Интересно, что еще можно сделать в современных жанрах. Хочу, скажем, пригласить симфонический оркестр в клуб и сыграть с ним клубную, танцевальную музыку. Много чего можно сделать, чего не было до тебя, - в жизни надо только не терять любопытства.

А как отнеслась к вашему новаторству сама Диана Вишнева? Слышала она такую музыку прежде?

Юрий Лоза прокомментировал выходку Бузовой, назвавшей себя блокадницей

Тейс де Влигер: Я впервые встретил ее в Нью-Йорке на презентации шоу в Музее Гуггенхайма. Потом мы все пошли на вечеринку. Даже Мик Джаггер к нам приходил, классно было! Там мы и познакомились с Дианой. Проект тогда уже был в работе. И, знаете, ей очень понравилось работать с современными ритмами и тембрами. Ведь это реально музыка XXI века! А Диана очень продвинутая, прогрессивная. Так что теперь наша премьера - это уже не просто балет.

Я очень жду момента, когда увижу лица зрителей в Санкт-Петербурге. Думаю, по большей части в зале Мариинского театра будут поклонники классики, которые увидят постановку, услышат мою громкую музыку и очень удивятся… Кстати, у Дианы обычно есть пара месяцев между проектами, и в это время можно все хорошенько обдумать. Так что будет еще время перед премьерой в России обсудить новые идеи.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Танец