Фонд презентовал цифровой сервис управления лесными ресурсами. Уже понятно, сколько средств сможет получить бюджет благодаря сервису? Насколько сократится, по прогнозам, объем нелегального лесного рынка?
Алексей Чекунков: Цифровая платформа для лесного комплекса - один из примеров модельного решения острейших проблем, накопившихся в отрасли. А это низкое качество и неактуальность данных о лесе, архаичные методы работы с информацией - до сих пор используются планшеты лесничего с бумажными картами, непрозрачные механизмы выделения участков и принципы ценообразования. Платформа обеспечит инвесторам принцип "одного окна" во взаимоотношениях с органами госвласти и взаимосвязанность действующих информационных систем.
Сроки предоставления прав на лесной участок сократятся с 235 до 80 дней. Расчеты показывают, что в результате внедрения цифровой платформы в следующие десять лет вклад лесной отрасли в ВВП России и налоговые поступления в бюджет могут как минимум удвоиться. Новая система станет дополнительным инструментом и для автоматизированного выявления несанкционированных вырубок: мы задействуем данные спутников и компьютерный анализ, станет возможен автоматизированный обмен информацией с госорганами. Государство и инвесторы получат динамическую аналитику о состоянии лесного хозяйства.
Что представляет собой цифровая платформа?
Алексей Чекунков: Она состоит из четырех основных блоков. Первый - открытая интерактивная карта с актуальными данными о доступных лесных ресурсах, на которой любой инвестор сможет выбрать интересующий его лесной массив и отправить заявление о предоставлении участка в пользование через интернет. Второй - открытая торговая площадка для распределения прав пользования лесными участками через аукцион, которая заменит закрытые и непрозрачные механизмы выделения участков.
Третий - "биржа" товаров и услуг с обязательным проведением или регистрацией всех сделок на товарно-сырьевой бирже. Четвертый - "цифровой паспорт древесины" - ядро сервиса, обеспечивающее непрерывность данных об изменениях состояния лесного участка и продукции с него.
В результате экономика русского леса вырастет кратно. То, что мы сейчас наблюдаем, это катастрофа, мы не знаем, где растет лес, сколько его, какой породы и возраста деревья. Расхождения в разных информационных системах про наш лес - это плюс-минус территория Казахстана - 257 млн гектаров.
Сервис полностью заменяет глазомерный метод оценки леса и ручной метод ввода информации на спутниковую съемку и компьютерный анализ данных. Работу лесника возьмет на себя спутник. Вводя тотальную цифровизацию леса, мы минимизируем человеческий фактор, субъективные решения чиновников при выделении участков. И дальше внедряем систему аукционов - конкуренцию между инвесторами рублем. Это позволит сделать лесную отрасль из одной из самых отсталых в мире, где преобладает черный рынок, прозрачной и доходной для государства.
Год назад фонд запустил сервис, позволяющий выбирать участки для аквакультуры, и стоимость некоторых выросла в разы. Есть ли недовольные среди инвесторов?
Алексей Чекунков: Действительно, стоимость участков на аукционах в среднем возросла более чем в два раза. На некоторые участки цена вообще выросла в 23 раза. Рынок стал прозрачнее, обострилась конкуренция за наиболее лакомые акватории. Инвесторы готовы играть по прозрачным, понятным и справедливым правилам. Тем более других альтернатив у них теперь просто нет.
За полтора года нам удалось выделить представителям бизнеса в два раза больше акваторий, чем за предыдущие 20 лет. В бюджет в результате электронных аукционов поступил 291 миллион рублей. За 1,5 года выделено под аквакультуру через электронные аукционы 68 участков общей площадью 14,5 тысячи гектаров. В среднем в месяц с помощью электронного сервиса формируется по три новых рыбоводных участка.
Около 20% инвестиций фонда направлено на поддержку проектов малого и среднего бизнеса. На какие цели МСП в основном берет кредиты?
Алексей Чекунков: Инвестиционные кредиты можно получить по ставке от 8,5%. Для сравнения - когда мы начинали программу, средние ставки на Дальнем Востоке составляли 14,5%. Для предпринимателей важна не только ставка, но и сроки кредитования. Ранее банки были готовы выдавать кредиты в основном на срок до пяти лет, мы увеличили срок до 10 лет.
Наиболее интенсивно кредитным рычагом пользуются предприятия торговли. Также активно реализуются проекты по строительство медцентров и многоквартирных домов. Льготные кредиты пользуются высоким спросом у фермеров.
Благодаря программе "Доступный кредит для МСП", которая реализуется совместно со Сбербанком и ВТБ, на Дальнем Востоке появились более 800 новых проектов в различных отраслях общим объемом более 18 млрд рублей. Программа будет продолжена, доводим общий объем поддержки МСП до 10 млрд. Думаю, будем расширять и список партнеров.
В Хабаровске введен в эксплуатацию новый пассажирский терминал внутренних авиалиний. Частный инвестор при поддержке ФРДВ и ВЭБ.РФ создал его за полтора года. В каких еще аэропортовых проектах фонд планирует участвовать?
Алексей Чекунков: Этот проект удивителен тем, что аэропорт создан раньше срока, и стройка уложилась в первоначальный бюджет. Окрыленные успехом, на Восточном экономическом форуме мы подписали соглашения о развитии аэропортов Благовещенска, Якутска и Нового Уренгоя. Наиболее готовый проект в последнем городе, за ним идет Якутск, для Благовещенска сейчас готовится концессионная модель.
Пассажирский терминал в Новом Уренгое - это наш первый арктический проект, стоимость оценивается в 10 млрд рублей. Его модернизация серьезно нарастит пропускную способность аэропорта и позволит осуществлять до 50% внутренних пассажирских авиаперевозок, минуя Москву. Кредитные средства будут предоставлены на строительство нового пассажирского терминала внутренних линий площадью 18 тысяч кв. м. Пропускная способность терминала составит 840 пассажиров в час и 1,5 миллиона пассажиров в год. Работы начнутся в этом году, а завершатся до конца 2021 года.
Реконструкция международного терминала аэропорта "Якутск" оценивается в 1,4 миллиарда рублей. После завершения проекта будет расширена география международных полетов и привлечены новые авиакомпании, пассажиропоток возрастет с 30 тысяч до 100 тысяч человек. Завершающий этап реконструкции запланирован на 2021 год.
Проблема реконструкции аэропорта в Благовещенске обострилась в последние годы, когда его пассажиропоток увеличился в 10 раз. При этом международный терминал может принимать не более 80 пассажиров в час, реконструкция позволит увеличить пропускную способность в 2,5 раза, расширить объем международных авиаперевозок до 250 тысяч пассажиров, разделить потоки вылетающих и прилетевших, сократить время их обслуживания и подготовки к вылету. Появление современного терминала фактически на границе с Китаем станет мощным стимулом для развития туризма и сотрудничества между двумя странами.