Федеральное министерство хотя и не отвечает напрямую за то, чтобы в региональных больницах было все необходимое (за это ответственны региональные власти), но определяет правила, по которым закупаются лекарства и медизделия. И правила пишутся так, чтобы закупки были максимально бюджетными. Но если в регионах начинаются массовые срывы торгов, значит, с правилами что-то не так. Именно это случилось в нынешнем году, когда методика расчета "стартовых" цен для тендеров была изменена.
Собкоры "РГ" провели собственное расследование и выяснили: федеральные правила на местах исполняли по-своему, а кое-где и вовсе выходили за рамки закона. В Якутии, например, проблемой закупок сейчас занимаются правоохранительные органы. Здесь вскрыт картельный сговор: при проведении торгов в регионе создавали режим благоприятствования нескольким компаниям, а конкурентов - отсекали. Через картель прошли госконтракты почти на три миллиарда рублей. В итоге медикаменты в медучреждения поступали, но оптовая их стоимость была в два - четыре раза выше сложившихся на рынке розничных цен.
- Расследуются уголовные дела, компании, которые вольготно себя чувствовали, больше не работают. Да, с аукционами возникли сложности, но это временное явление. Недостатка в лекарствах у нас нет, - сообщил "РГ" глава региона Айсен Николаев.
В Псковской области не состоялся почти каждый второй аукцион. Правда, жалоб на отсутствие лекарств ни от пациентов больниц, ни от льготников в прокуратуру не поступало. Хотя в прошлом году надзорному ведомству пришлось заниматься десятками подобных жалоб. "Прокуратура несколько раз обращалась в суд в интересах инвалидов, пенсионеров и других жителей региона, - сказал "РГ" старший помощник прокурора Псковской области Юрий Зайцев. - Во всех случаях суды становились на сторону граждан, и комитет Псковской области по здравоохранению и фармации оперативно вернул гражданам потраченные деньги на лекарства, которые они должны были получить бесплатно". Впрочем, отметил помощник прокурора, проблемы, связанные с сорванными торгами, имеют отложенный эффект - поэтому в прокуратуре готовы отреагировать, если все же в псковских аптеках и больницах образуется дефицит лекарств.
В Ярославской области, очевидно, старых запасов некоторых препаратов не хватило, а потому уже весной, когда начались проблемы с торгами, возникли сложности с обеспечением лекарствами от целого ряда заболеваний: бронхиальной астмы, сердечно-сосудистых, неврологических и других. Сейчас, сообщили "РГ" в областном департаменте здравоохранения, "ситуация выправлена", лекарства на складах есть, а если где-то и возникают вопросы с их выдачей, то они решаются на уровне лечебных учреждений. Кстати, в облздраве считают, что проблема часто возникает на уровне конкретного медучреждения, когда там неверно просчитывают количество необходимых препаратов.
Это пример лишь трех регионов. Но закупки в этом году шли с постоянными препонами практически повсеместно: в целом по стране было сорвано или перенесено 30 процентов тендеров. Участники рынка указывали на две основных причины: во-первых, порядок определения стартовой цены был таким, что она была не выгодна поставщикам и они не приходили на торги. Во-вторых, хотя правила и предусматривали возможность проведения повторного аукциона, но повышение стартовой цены, предусмотренное нормативными документами, было также минимальным. А потому зачастую торги срывались и во второй раз тоже.
В мае в федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок были внесены важные изменения, в том числе произошло упрощение процедур проведения повторных закупок в случаях отсутствия заявок, и это дало возможность подготовить новый порядок применительно к лекарственным аукционам, пояснили "РГ" в минздраве.
"Министерство подготовило изменения в порядок определения цены контракта, с целью минимизации рисков некорректного формирования минимально возможной цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, также учтены предложения экспертного сообщества в отношении цен, которые могут не приниматься во внимание", - сообщили в министерстве на запрос "РГ".
"Большинство аукционов провалилось из-за порядка определения стартовой цены на лекарства, - пояснил "РГ" заместитель генерального директора фармкомпании Иван Глушков. - Заказчик был обязан определить средневзвешенную цену по исполненным контрактам предыдущего года, сравнить ее референтной ценой, которая автоматически определялась на основании Единого государственного справочника-каталога. Плюс к этому требовалось также учесть актуальные рыночные цены". Из всего этого ценового разнообразия заказчик обязан был взять в качестве стартовой минимальную стоимость единицы лекарства. Но расчет референтных цен во многих случаях был некорректным, а проверка этих расчетов и корректировка цен занимали много времени. Теперь торги можно будет проводить и без учета референтной цены, если она на тот момент не будет официально утверждена. Процесс определения цены станет более прозрачным.