Это значит, что в будущем году доходы бюджета города вырастут на 8%, а в последующем - на 9,5% в год. Строятся эти расчеты на том, что город уверен в расширении своей налогооблагаемой базы, повышении предпринимательской активности и росте оплаты труда как в частном, так и государственном секторе. Тем не менее расходы в проекте бюджета заложены несколько выше доходов, в частности, в 2020 году на 351,2 миллиарда рублей. Но к 2022 году столичные власти планируют снижение дефицита - в 2021 году до 214,1 миллиарда рублей, а в 2022 году - до 22,8 миллиарда.
Как и в предыдущие годы правительство Москвы намерено неукоснительно выполнять все социальные обязательства. На развитие здравоохранения, образования, культуру, спорт и другие программы планируется направить 53,3 процента всех доходов города, или 1,7 триллиона рублей в год. Финансирование образования, в частности, увеличится более чем на четверть, здравоохранения - почти на треть, спорта - на 63,7%. На оказание адресных мер поддержки москвичей предусмотрено 495,3 миллиарда рублей, что на 19% больше, чем в текущем году. 157,4 миллиарда предусмотрено на городские доплаты к пенсиям, минимальный размер которых в столице с этого года составляет 19 500 рублей. Сейчас их получают 2,1 миллиона горожан. В будущем году планируется проиндексировать размер пенсий на 5,6%, как и зарплату бюджетников. На выплаты жилищных субсидий семьям с низким уровнем доходов запланированы 21,9 миллиарда рублей - ими и льготами по оплате коммуналке в городе пользуются более 4 миллионов человек. Более 125 миллиардов рублей на 2020 год заложены для финансирования бесплатного либо льготного проезда горожан на общественном транспорте. Эти льготы будут распространены и на Московские центральные диаметры, запустить которые столица планирует в ноябре этого года. Более 7,7 миллиарда рублей город намерен потратить на приобретение бесплатных путевок льготным категориям горожан, среди которых 85% - средства столичного бюджета, а 15% - из федерального бюджета. Еще 6,5 миллиарда рублей выделены для адресной социальной помощи семьям с детьми, ветеранам и инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Константин Ремчуков, председатель Общественной палаты Москвы:
- Меня порадовали в проекте бюджета несколько особенностей. Первая - то, что сохранен и усилен программный принцип формирования расходов бюджета. Это значит, что 92,4% всех средств будут израсходованы по ранее утвержденным 13 городским программам - развития транспорта, социальной поддержки, столичного образования, создания безопасного города и т.д. Это важно, так как серьезные проблемы в рамках бюджета одного года, как правило, решить невозможно. Невозможно закончить прокладку линий метро, строительство дорог, детсадов, школ. Поэтому мэр Сергей Собянин, когда шел на выборы в 2013 году, объявил о программном подходе и сейчас его придерживается. В этом я вижу гарантию того, что будет завершено многое из того, что уже начато в городе. Вторая особенность - это то, что большая половина бюджетных средств так или иначе носят социальный характер. Благодаря такому подходу меры социальной поддержки получают 4,5 миллиона москвичей. Интересна и еще одна особенность - достаточно высокие инвестиционные расходы, благодаря которым в столице и происходят реальные изменения. Они составляют 21%, плюс 19% еще запланированы на капремонт и обновление оборудования, что не дает городскому хозяйству ветшать.
Теперь о том, откуда у Москвы на все это деньги. Отмечу, доля нефтегазовых доходов, которая еще 10 лет тому назад у столицы была 16-17% доходов, в 2020-м снизится до 6%. Это очень незначительная часть. И если даже на рынке произойдут очередные колебания цен на нефть и газ, то на выполнении социальных программ это никак не отразится. Более же двух третей доходов в бюджет дают бизнесы, которые реально стоят на городской земле, услуги и производства. И что еще очень важно: налоги от малого и среднего бизнеса в 1,6 раза превосходят налоги от крупного бизнеса. Крупная компания в любой момент может поменять место своей регистрации, и город потеряет доходы от нее. А малым и средним бизнесом по определению занимаются люди, которые живут здесь и связывают свою дальнейшую жизнь с Москвой.
Увеличивает платежеспособность столицы и грамотное размещение временно свободных ресурсов - это дает бюджету 34% всех неналоговых доходов. А еще наведение порядка во всех сферах городской жизни - плата за парковку, штрафы, выведение из тени разных сфер бизнеса. Плюс внедрение патентной системы - 40% патентов, выданных в России, работают в Москве. И последнее, что хотел бы заметить. Благополучие Москвы и москвичей идет на пользу не только им. Москва перечисляет в различные фонды и федеральный бюджет почти 2 триллиона рублей в год. Это примерно столько же, сколько государство дает всем регионам из своего бюджета. И если бы эти деньги не дала Москва, их нужно было где-то взять.