Дипакадемия ведет свою историю с 1934 года, когда при Народном комиссариате иностранных дел СССР был создан Институт по подготовке дипломатических и консульских работников, преобразованный в 1939 году в Высшую дипломатическую школу. В 1974 году постановлением Совета Министров СССР она была преобразована в Дипломатическую академию МИД СССР.
За 85 лет академия подготовила более 750 Чрезвычайных и Полномочных Послов. А если учесть проводимые дважды в год трехнедельные курсы для назначаемых послов, советников-посланников и генеральных консулов, получается, что не менее 1500 послов. В музее дипакадемии хранятся уникальные документы, по которым можно рассказывать историю дипломатии. По словам директора - выпускника 1981 года, советника первого класса Владимира Савельева, наиболее ценным экспонатом является один из пяти томов неоконченной рукописи наркома по иностранным делам РСФСР Георгия Васильевича Чичерина о жизни и деятельности министра иностранных дел Российской империи светлейшего князя Александра Михайловича Горчакова. Рукопись датируется началом XX столетия, когда ее автор служил в Государственном и Санкт-Петербургском Главном архивах МИД России, и написана на французском языке.
На вопрос "РГ", какие реликвии попадают в музей дипакадемии, и, собственно, что в дипломатическом мире считается реликвией, Владимир Савельев приводит пример одного из самых выдающихся выпускников - Анатолия Федоровича Добрынина. "В течение 24 лет он был послом Советского Союза в Соединенных Штатах Америки. Его не отпускали, потому что равной ему замены не было. Он безвыездно работал в США - с шестью президентами. И многие из них считали за счастье, что им удалось работать вместе. Например, президент Ричард Никсон так и написал в письме Добрынину: "Я считаю, что мне в жизни повезло…". А как все начиналось? В 1944 году, когда уже стало ясно, что война рано или поздно закончится, было принято решение подготовить значительное число дипломатов, а для этого - набрать в Высшую дипломатическую школу 250 человек. Это должны были быть люди с высшим образованием, владеющие языками, разбирающиеся в политике, умные и так далее. Сталин предложил искать на заводах молодых инженеров, которые умеют работать с людьми. Как потом рассказывал Добрынин, его вызвали в партийный комитет авиаконструкторского бюро имени Яковлева, где он работал после окончания МАИ, и сказали, что есть такое предложение. Он - выходец из простой рабочей семьи - откровенно признался, что мечтал быть инженером и стал им, и не хочет быть дипломатом. Ответ был коротким: "Очень хорошо, но поскольку вы член партии, завтра в 9 утра чтобы были в ЦК ВКП(б)". Добрынин и там показал характер, но ему сказали: "Через две недели начинаете занятия в Высшей дипломатической школе". Позже Добрынин признался, что рад, что его жизнь повернулась именно так. У нас в музее есть учебный журнал с записью о его зачислении".
В числе выпускников дипломатической академии - не только советские и российские, но и высокопоставленные зарубежные дипломаты, а также политики, деятели культуры и даже выдающиеся спортсмены.