Добрые руки
Около 16 тысяч москвичей проживают в 20 психоневрологических интернатах и 11 пансионатах для ветеранов войны и труда. Большинство из них в возрасте 60 плюс. Почти 60 процентов находятся в отделениях милосердия, это большей частью люди, которые самостоятельно не могут встать с постели. Все они нуждаются не только в уходе, но и внимании, а кроме общения с сотрудниками интерната, в новых знакомствах. "Надо признать, что это совершенно особенный мир, в котором, к сожалению, есть место одиночеству и скуке, - говорит Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения "Даниловцы". - Учитывая потребность волонтеров нести в мир добро, у нас есть возможность проявить себя в интернатах, изменить мир людей разного возраста и состояния здоровья".
Как же подступиться к этому особенному миру? Прежде всего добровольцы могут прикрепиться к фонду или общественной организации, сотрудничающим с интернатами. Можно выбрать, например, фонд "Просто люди", "Старость в радость" или "Я есть!". Их кураторы помогут новичкам собрать все необходимые для работы в интернате медицинские справки и запишут на короткие курсы обучения, во время которых расскажут, как не растеряться с первых секунд и начать непринужденное общение с будущими подопечными.
На днях такие семинары стартовали, например, в школе социального волонтерства, запущенной на базе центра занятости "Моя карьера". Одно из первых занятий там было посвящено теме перехода детей-сирот из центров содействия семейному воспитанию (бывших детских домов) в психоневрологические интернаты. Из общего числа живущих во взрослых интернатах порядка 20-30% - как раз сироты. "Что ждет особых юношей и девушек после выхода из детских домов-интернатов? Суровая реальность: многие из них оказываются один на один с совершенно незнакомой жизнью в психоневрологических интернатах и очень нуждаются в сопровождении", - открыла занятие Анна Серкина, координатор психологической службы проекта "Быть рядом" фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам". Слушателей собралось немного. "Волонтеры охотнее идут в детские соцучреждения, - объяснила Анна. - Но вопреки расхожему мнению, психоневрологические интернаты - это не страшное место и добровольцам там всегда рады".
Позови меня с собой
Чтобы выяснить, что волнует подростков при переходе из детского во взрослый интернат, с какими сложностями они сталкиваются, волонтеры еще весной провели исследование и опросили ребят, которым вот-вот предстоит начать взрослую жизнь. Анна поделилась его результатами: "Нужно понимать, что нет системной подготовки выпускников центров содействия семейному воспитанию при переходе в психоневрологические интернаты. Большинству детей тяжело изменить привычный быт, познакомиться с новыми людьми, они с тревогой осознают, что досуг у них больше не будет прежним. Но мы выяснили, что происходит это из-за нехватки информации о будущем месте жительства. У некоторых и вовсе заранее сложилось негативное представление об интернате, как о страшном месте, где их будут обижать, наказывать и запирать".
По доброй волеНадо признать, и многие горожане думают так же. Но Анна верит, что в силах волонтеров развеять подобные мифы. "Например, в интернатах часто проходят дни открытых дверей, и волонтеры могут попросить руководство интернатов, чтобы ребятам показали не только концерт в актовом зале, как это делается чаще всего, но и спальни, столовые, гостиные, игровые комнаты. Можно посодействовать знакомству с персоналом. Так у ребят сложится объективная картина их будущей жизни. Причем договориться обо всем этом несложно, но почему-то подобное взаимодействие мало кому приходит в голову", - продолжает Анна.
Опросив ребят, которые уже поселились в интернате, координаторы проекта выяснили, что большинству из них там нравится даже больше, чем на прежнем месте, так как у них появилось гораздо больше свободного времени. Но тут же возникла другая проблема - что с ним делать? "Принять участие в забеге или посетить тир... Сходить погулять в парке, в кино.... Казалось бы, чего проще? Да, это так, но только не людям, которые совершенно не ориентируются в городе и даже не бывали в метро", - рассуждает Анна. В силах волонтера научить их пользоваться общественным транспортом, совершать покупки в магазине, записаться вместе на городскую экскурсию, поход в музей... Порадовать подопечных интерната очень просто, ведь они как дети.
Маленькая жизнь
На территорию психоневрологического интерната № 30 на юге Москвы, который стал домом для более чем 900 горожан, я заходила со смешанными чувствами. "Из-за неосведомленности многие думают, что здесь живут социально опасные, агрессивные люди, а на самом деле они добрые и открытые", - пристыдила меня Эльмира Шульга, координатор волонтерской группы добровольческого движения "Даниловцы" в интернате. Сама она вот уже два года каждое воскресенье вместе с другими волонтерами приходит в творческую гостиную и помогает взрослым лепить зверьков из пластилина, рисовать затейливые картины и украшать листы природными материалами. Не важно, лучше или хуже получается, Эльмира радуется успеху каждого и с гордостью рассказывает, что развитие мелкой моторики всем идет на пользу, кое-кто, по ее наблюдениям, даже стал уже лучше говорить. Она устраивает с ними и кулинарные эксперименты. Например, готовят блинчики, а как-то даже выбирались в Битцевский лес на шашлыки.
А вот Марину Рис, основателя и директора фонда помощи людям с психическими расстройствами "Просто люди", в 30-м интернате знают уже четыре года. Вместе с пятью коллегами она навещает пациентов в отделении милосердия. Особенно полюбился Марине мальчик, который мог бы стать даже Ником Вуйчичем. 25-летний Максим Крафт с ДЦП увлекается футболом. Не проходит и дня, чтобы не посмотрел игры на спортивном канале. "Когда мы с ним познакомились, он все время говорил про ЦСКА, а я, поскольку болельщицей не была, не могла достойно поддержать разговор. Поэтому кинула клич в Facebook, чтобы кто-нибудь смог поддержать беседу с Максом.
Откликнулся Константин Седов, директор некоммерческой организации "Больничные клоуны", сам фанат, да еще и с контактами команды клуба. Общий язык с Максимом они нашли быстро и теперь часто вместе ездят на матчи. А вскоре к футболу прибавилась страсть и к баскетболу", - рассказывает Марина. Кроме того, мальчик страстно хотел научиться читать, и волонтер стала терпеливо знакомить его с буквами. Сейчас он уже складывает их в слоги. Как ни странно для Марины, только в детском соцучреждении есть логопеды, а во взрослых нет, поэтому на помощь пришел еще один волонтер-логопед с опытом работы с детьми с ДЦП, который пророчит Максиму скорый прорыв.