22.10.2019 22:34
Общество

Водителей социального такси научили обращаться с собаками-поводырями

Водителей социального такси в Москве научили обращаться с собаками-поводырями
Текст:  Аркадий Колыбалов Иван Пышечкин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №239 (7997)
Общественный транспорт всегда оставался для маломобильных граждан практически неприступной зоной. Спуститься в метро колясочнику или воспользоваться такси незрячему человеку - огромная проблема. В Москве созданием доступной среды занимаются уже многие годы, и дело сдвинулось с мертвой точки. Например, в подземке инвалидам помогает перемещаться целый спецотряд, а социальное такси довезет до дома даже с собакой-поводырем.
Читать на сайте RG.RU
Обучение собак-поводырей для маломобильных пассажиров метро

Хозяин, едем?

Для незрячих собака-поводырь - это не просто друг, а буквально дорога в большой мир. Животное официально считается техническим средством реабилитации наряду с коляской, костылем или протезом. Собаку учат в специальных школах, и перемещение на общественном транспорте - отдельный и чуть ли не самый сложный курс. Как не растеряться в толпе на платформе, безопасно подвести хозяина к автобусной двери, выбрать место в салоне? Все это отрабатывается на тренировках.

Как записать "особенного" ребенка на бесплатный прием к собаке-терапевту

Единственная проблема - другие пассажиры, которые так и норовят погладить или покормить животное. "Приходится им объяснять, что это отвлекает собаку. Она не на прогулке, а на работе. Нужно быть начеку", - говорит незрячая Наталья Кузнецова. Ее проводник по кличке Флай уже буквально выучил всю Москву и не раз спасал жизнь хозяйке. "Недавно во дворе Флай резко отдернул меня в сторону, и через секунду там, где я стояла, на огромной скорости пронеслась машина", - рассказывает женщина. В автобусы, трамваи, троллейбусы и метро с собакой всегда пускают, но могут проверить специальный документ - паспорт собаки-проводника. По словам Кузнецовой, очень хорошей идеей было оборудовать местами для поводырей электробусы. Не нужно думать, где пристроить собаку. Правда, признается незрячая, в переполненном салоне толку от этого новшества мало - к нему все равно не подобраться.

А вот с такси проблемы посерьезнее. Большинство водителей просто отказываются везти животное или требуют дополнительную плату. В итоге для них в Москве решили провести семинар, где и объяснили все тонкости взаимодействия с особенными клиентами. Первое занятие организовали для водителей городской службы социального такси, а в будущем лекции планируется проводить и в частных таксопарках. "Отказ в бесплатном провозе собаки-проводника - нарушение федерального законодательства. При этом, чтобы обслуживать такие заказы, нужно знать определенные правила", - говорит замдиректора учебно-кинологического центра "Собаки - помощники инвалидов" Элина Почуева.

Первое - помочь незрячему найти машину. Водитель должен выйти из автомобиля, подойти к человеку, коснуться его руки или плеча, представиться и спросить, вызывал ли он такси. После этого осторожно проводить до машины. Далее следует узнать, как незрячему будет удобнее расположиться с собакой. Есть несколько вариантов. Животное может сесть спереди у ног незрячего или на полу сзади. Тогда переднее сиденье лучше отодвинуть максимально вперед, чтобы собаке не было тесно. Третий и самый предпочтительный вариант - расстелить для животного подстилку на заднем диване. Когда человек будет расплачиваться, то сумму сдачи обязательно надо проговорить. Также важно помочь сориентироваться незрячему после окончания поездки.

Путин ужесточил наказание за незаконную добычу животных

"А что если у следующего клиента аллергия на шерсть?" - буквально хором спрашивают несколько таксистов. "Такие заказы бывают нечасто, так что придется сделать химию салона после поездки", - отвечает Почуева. При этом самим незрячим помимо подстилки рекомендуют носить с собой специальный чистящий ролик, чтобы убрать шерсть своего проводника с сидений.

Помогут под землей

Чтобы инвалиды могли свободно пользоваться московским метро, уже несколько лет работает Центр обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП). Как рассказали "РГ" в пресс-службе столичной подземки, только в этом году инспекторы центра сопроводили 90 тысяч маломобильных граждан, а за шесть лет помощь получили уже почти миллион пассажиров. Они становятся проводниками для людей с нарушения слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата. "Центр сопровождает по всему маршруту следования - от входа и до выхода со станции, а также до культурных и социальных объектов. Всего у ЦОМП более 90 социальных маршрутов, которые выходят за пределы метрополитена. Самые востребованные из них - поездки до храма Вознесения в Сокольниках, школы-интерната на "Алексеевской" и Российской академии искусств", - сообщили "РГ" в пресс-службе.

А чтобы пассажирам на инвалидных колясках было удобнее перемещаться по лестницам, для ЦОМП закупают специальные подъемники. Сейчас в арсенале центра уже 12 таких устройств.

Кстати

Доступ обеспечен

В пресс-службе столичного метро "РГ" сообщили, что на 58 станциях установлено 183 лифта и 11 инвалидных подъемников. Пандусами оборудовано более 400 лестничных маршей, а на крайние ступени лестниц нанесены контрастные полосы. При этом на всех станциях метро размещены турникеты с надписями по Брайлю. Их замена производится по мере износа. Что касается наземки, то сейчас город закупает только низкопольный транспорт. Он оснащен откидными аппарелями и местами для колясок. Кроме того, отмечают в "Мосгортрансе", в столице почти 250 трамвайных остановок оборудованы приподнятыми посадочными платформами - они находятся на одном уровне с входом в трамвай, а также имеют пандусы и защитные ограждения от проезжей части. А недавно тысячу автобусов еще оснастили динамиками для слабовидящих. Они озвучивают номер маршрута и направление движения. А вот сами незрячие просят сделать для них отдельное приложение. "Было бы здорово, если в "Мосгортрансе" создадут свою программу для мобильных девайсов, которая объявляла бы остановки и озвучивала номер подходящего автобуса или трамвая", - говорит Наталья Кузнецова.

Метро для собаки-проводника - одно из самых опасных мест. Лапы могут попасть под гребенку эскалатора. Поэтому их учат ее перепрыгивать.

Соцзащита Москва Столица