Как пояснили "РГ" в пресс-службе Управления Судебного департамента в РК, ранее Сакский районный суд рассматривал дело Буянова с участием коллегии присяжных заседателей в октябре 2018 года, феврале и сентябре 2019-го каждый раз в новом составе суда. Однако два оправдательных приговора были обжалованы государственным обвинителем, отменены Верховным судом РК, после чего дело передавали для нового рассмотрения, начиная со стадии судебного разбирательства в тот же суд. Сейчас та же перспектива замаячила у третьего вердикта.
Согласно материалам дела, 29 октября 2017 года Буянов, работавший менеджером по продажам в одном из строймаркетов, избил 54-летнего гражданина, которого подозревал в нанесении побоев матери своей девушки Валерии. Пострадавший, по версии следователей, в результате черепно-мозговой травмы от одного удара палкой, а также не менее четырех ударов кулаком в область головы и верхних конечностей скончался в районной больнице. Но подсудимый вину в причинении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, не признал. У него своя версия произошедшего: он действительно решил проучить обидчика матери своей подруги, который разбил женщине голову.
Дебошир встретил Буянова отборным матом, и Александр ударил его по лбу тонкой дощечкой от старого ящика. На этом и разошлись - пострадавший после стычки продолжал ругаться, а Александр вышел на улицу к ожидавшей его Валерии.
Что было дальше с мужчиной, умершим через несколько часов, он не знает. Но следователи, как считает Александр, изначально решили сделать его козлом отпущения - ведь есть подозреваемый, не отрицающий физический контакт с пострадавшим. Есть и "орудие преступления". Словом, только протоколируй...
Буянов решил воспользоваться правом на рассмотрение его дела коллегией присяжных, которые с первого раза критически отнеслись к собранным следователями доказательствам вины.
- Причина в том, что изначально доказательная база обвинения была слабенькая, - считает адвокат Анатолий Туйсузов. - Александр не отрицает, что перед смертью потерпевшего он приходил к нему и один раз ударил его дощечкой от овощного ящика и четыре раза кулаком. Но после этого к убитому заходил еще один человек, что подтверждают несколько свидетелей. Мало того, ранее этот человек был судим за нанесение тяжких телесных повреждений и шесть месяцев скрывался от следствия.
Ключевой вопрос - от чего скончалась жертва нападения.
- Он два часа лежал в квартире без медицинской помощи, - продолжает адвокат. - А когда "скорая" наконец привезла пострадавшего в больницу, его даже в реанимацию не отправили и не сделали обезболивающие уколы - он два часа полежал и скончался. Если бы ему оказали своевременную медицинскую помощь, он, возможно, остался бы жив. Мы изначально об этом говорили, писали жалобы и ходатайства, но нас не слышали...
После происшествия с будущей тещей Александра и Валерию ночью, что называется, по горячим следам, вызвали в полицию для подписания протокола. Но тут стало известно о смерти обидчика.
- Когда я давал показания, меня избили, очень долго удерживали, не позволяли спать и звонить, - вспоминает Александр. - А потом дали бумажку - подписывай явку с повинной! Хотя изначально вызвали только подтвердить то, что матери Валерии нанесли травмы.
Следователей почему-то не смутило несколько нестыковок. Во-первых, у погибшего были сломаны ребра, но при каких обстоятельствах это произошло, эксперты так и не объяснили. Во-вторых, был проигнорирован факт, что на дощечке, якобы использовавшейся как орудие преступления, не было эпидермиса и крови погибшего, а на руках Александра - ссадин. А раз так, то и вывод следствия, что потерпевший умер от нескольких ударов кулаком и хлипкой дощечкой, несостоятелен.
- Когда его рассматривал третий по счету состав присяжных, я был уверен, что и в третий раз вердикт будет оправдательный, - говорит Александр. - Хотя бы потому, что есть видео следственного эксперимента. Но на картинке одно, а в протокол записывается совсем другое. Например, я показал, что нанес один удар палкой в область лба и три удара кулаком в область щеки, а криминалист Алексашкин утверждает, что я бил в височную область. Когда же я показываю, что попадаю в область лба, мне говорят - в теменную область. В общей сложности с моей стороны было пять небольших травматических воздействий, а у потерпевшего более 10 травматических воздействий, в том числе переломы ребер. Но в независимой экспертизе отказали.
Впрочем, между вторым и третьим рассмотрением дела в суде версия гособвинения все-таки дала трещину. Так, если первые два раза подсудимому инкриминировали часть 1 статьи 105 УК РФ "Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку", то на этот раз обвинение поменяло квалификацию на часть 4 статьи 111 УК РФ "Причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего".
В сентябре 2019 года суд присяжных в новом составе оправдал подсудимого и по 111-й статье. На основании этого Сакский районный суд вынес оправдательный приговор, но он не вступил в силу из-за очередного обжалования прокуратуры.
- Александр трижды оправдан только благодаря суду присяжных: люди из народа вслушиваются и стараются понять, о чем идет речь, и объективно выносят свое решение, - считает адвокат Туйсузов.
По мнению Туйсузова, направляя дело на третье рассмотрение, прокуратура сменила квалификацию, чтоб усложнить вынесение вердикта присяжными.
- Что такое умышленное убийство, всем понятно, а что такое "умышленно нанес, а последствия в виде смерти наступили по неосторожности"? Я думаю, именно это вызвало сомнение у половины заседателей, - поясняет защитник. - Уверен, если бы это уголовное дело рассматривалось обычным составом суда, Александр получил бы 10-12 лет и давно бы уже отбывал срок в колонии строгого режима. И ни одна судебная инстанция этот приговор бы не отменила.
Вот уже почти два года Буянов находится в статусе подозреваемого в совершении особо тяжкого преступления. Двое суток в СИЗО, 11 месяцев под домашним арестом. Все это время он не может заключить брак со своей возлюбленной.
- Представьте себе, его полностью окончательно оправдывают и он получает право на реабилитацию и компенсацию морального вреда со всеми вытекающими последствиями, - продолжает Туйсузов. - Естественно, что это большая неудача и репутационный урон для прокуратуры, поэтому они ищут любые зацепки для отмены приговора. Например, во время второго заседания не явился на прения потерпевший (брат погибшего), хотя он с самого начала написал заявление с просьбой рассматривать дело без его участия. И апелляционный суд одним из мотивов отмены приговора назвал то, что он все-таки должен был принимать участие. А на первом заседании выяснили, что один из присяжных 10 лет назад привлекался к административной ответственности за курение в неположенном месте. Он уже и забыл об этом случае, а прокуратура использовала его для отмены приговора. В ход идут любые мелочи.
Позиция прокуратуры
Сергей Черневич, заместитель прокурора республики, старший советник юстиции:
- Третье судебное решение Сакского районного суда обжаловано прокуратурой в апелляционном порядке из-за допущенных в ходе судебного заседания нарушений уголовно-процессуального закона. Два предыдущих оправдательных приговора по делу отменены апелляционными определениями Верховного суда РК по представлениям прокурора из-за допущенных в суде существенных нарушений уголовного процессуального закона, в том числе в связи с оказанием незаконного воздействия на присяжных заседателей. Следует отметить, что при рассмотрении дела Буянова ни один суд не признал представленные гособвинением доказательства недопустимыми.