14.11.2019 09:50
Происшествия

Названа причина крушения Boeing в Казани в 2013 году

Закончено дело об авиакатастрофе в Казани
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №258 (8016)
Следственный комитет отправил прокурору для утверждения обвинительного заключения уголовное дело об авиакатастрофе воздушного судна Boeing 737-500 в Казани.
Читать на сайте RG.RU
Крушение Boeing 737 в Казани

Случилась катастрофа ровно шесть лет назад - в ноябре 2013 года в международном аэропорту города Казани. Тогда погибло 50 человек, включая членов экипажа. Дело расследовал СК и его Главное следственное управление только что завершило работу по этому делу.

Как рассказали корреспонденту "РГ" в СКР, следствием установлено, что к авиакатастрофе привели ошибочные действия командира воздушного судна Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула. По мнению следствия, у Салихова не было "достаточных навыков пилотирования и был допущен к осуществлению пассажирских перевозок на основании фальсифицированных документов".

СМИ назвали причастного к крушению российского А321 над Синаем

Вот что рассказывают в следственном ведомстве. Валерий Портнов, занимавший должность заместителя генерального директора ОАО "Авиакомпания "Татарстан", направил в 2009 году документы на Салихова, содержащие недостоверные сведения, в Татарское межрегиональное управление Росавиации. А Шавкат Умаров, руководитель Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, по халатности не организовал в сентябре 2009 года проверку подлинности и достоверности представленного авиакомпанией свидетельства пилота коммерческой авиации Салихова. Если бы Умаров это сделал, то вылез бы факт невыдачи Салихову такого свидетельства. В результате Салихов, не имея базовых знаний, навыков и опыта пилота, стал "осуществлять пассажирские авиаперевозки в качестве пилота воздушного судна".

Еще следствие выяснило, что в процессе работы Валерий Портнов и шеф-пилот авиакомпании Виктор Фомин не обеспечили "должную подготовку" Салихова, а вместо этого направили неподготовленного пилота на получение статуса командира воздушного судна. С марта 2012 года Салихов уже стал командиром воздушного судна.

Из-за халатности чиновников командиром корабля стал человек без знаний и опыта пилота

17 ноября 2013 года Салихов, выполняя рейс маршрутом Москва-Казань, при посадке ввел воздушное судно в "сложное пространственное положение", а Гуцул управление на себя не принял. В результате сложилась нештатная ситуация, и Салихов "нарушая правила пилотирования, своими действиями допустил крушение воздушного судна".

Опубликовано видео с места крушения самолета в Пермском крае

На вопрос "РГ", почему так долго шло следствие, в СК пояснили, что для получения и закрепления доказательственной базы потребовались длительные и многочисленные экспертные исследования. Были "проведены масштабные и сложные судебно-медицинские, молекулярно-генетические, химические и технико-криминалистические, а также другие судебные экспертизы".

В отношении Салихова и Гуцула уголовное преследование прекращено в связи с их смертью. Портнову и Фомину предъявлено обвинение по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), Умарову - по статье 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц).

Следствие Аварии и катастрофы Казань Следственный комитет Волга-Кама