14.11.2019 09:15
Культура

В Петербурге открылась большая парная выставка Дейнеки и Самохвалова

Текст:  Евгений Малышев (Санкт-Петербург)
"Нулевой" день VIII Санкт-Петербургского Международного культурного форума был отмечен открытием выставочного проекта, который станет не только одним из главных пунктов его программы, но и знаковым событием в общероссийском масштабе. В Центральном выставочном зале "Манеж" представили экспозицию "Дейнека/Самохвалов", и, судя по всему, она продолжит серию "хитовых" выставок, запомнившихся московским и петербургским любителям изобразительного искусства массовым ажиотажем и попаданием в топ новостей. На вчерашнем открытии дверей, правда, не выносили, как это было в Третьяковской галерее, показывавшей Серова. Но в обширном пространстве Манежа было не протолкнуться - как выяснилось, соцреализм публике очень интересен. Особенно в своей тоталитарной окраске.
/ Евгений Малышев/РГ
Читать на сайте RG.RU

Куратор проекта, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Семен Михайловский, не скрывал удовлетворения от результата: на выставке представлены триста работ Александра Дейнеки и Александра Самохвалова, многие из которых нынешнему поколению петербуржцев видеть вживую не приходилось. Считается, что "Дейнека/Самохвалов" - плод объединенных усилий Русского музея, Третьяковской галереи и Курской картинной галереи имени Дейнеки, располагающей огромным количеством работ этого художника. Но посетители Манежа также могут созерцать экспонаты из еще 34 музеев, а также десяти частных собраний. География постоянной прописки выставленных картин, а также графики, фарфора и так далее, обширна - от российской провинции до США.

В Петербурге на вернисаже можно будет увидеть сады и парки Франции

Семен Михайловский отметил, что списки полотен, отданных на согласование в музеи, в коллекциях которых они находятся, постоянно приходилось изменять и уточнять в зависимости от того, какие акценты становились более актуальными в процессе подготовки этого проекта - а он готовился ни много, ни мало, в течение двух лет. Генеральный директор государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова призналась, что во многих случаях ей приходилось соглашаться с просьбами Михайловского скрепя сердце - ведь они сами только-только создали отдельный зал, посвященный творчеству Дейнеки. Результат, по ее словам, оказался "сногсшибательным". И вот теперь в Третьяковке снова пришлось многое перемонтировать, пока полотна из галереи гостят в Петербурге.

Дейнека и Самохвалов оба вышли из провинции и добились успеха в столицах, изображая людей нового социалистического общества и вкладывая в идеологические лекала собственную эстетику и глубоко личностные подходы к тематике, заданной государством. Сложилось так, что творческая деятельность Александра Дейнеки оказалась связанной с Москвой, в то время как Александра Самохвалова принято ассоциировать с Ленинградом. Это географическое противопоставление подтолкнуло организаторов к яркому пространственному решению проекта. Михайловский вместе с дизайнером проекта Антоном Горлановым приглашают посетителей пройти на стадион, а "противостояние" Дейнеки и Самохвалова представлено ими в виде футбольного матча Чемпионата СССР. Даже афиша выставки выполнена в стилистике футбольного плаката 40-50-х годов с соответствующим дизайном и типографикой. Афишу, кстати, нарисовал директор Манежа Павел Пригара, подтвердив тем самым тот факт, что среди администраторов можно при случае найти и настоящих творцов.

Перед входом в собственно выставочное пространство, публика собирается на трибуне, очень похожей на стадионную. Осмотр экспозиции начинается снизу, с "подтрибунных" помещений, оснащенных указателями опять-таки в стадионной стилистике, показывающими направления к различным секторам. Их шесть. Первые четыре - "Труд", "Спорт", "Герои", "Дети/Тело". В последнем, разумеется, не обошлось без ню, но обнаженная натура рассматривается организаторами как явление, предшествующее появлению этих самых детей. И да, здесь представлена только женская красота. Поэтика мужского начала - в спорте и на войне.

Музеи введут систему выявления неадекватных посетителей на входе

Собственно, "Война" и "Мир" являются пятым и шестым секторами стадиона-выставки. Они вынесены на верхний ярус экспозиции и противопоставлены предыдущим разделам. Если в подтрибунной "крипте" царит полумрак, задающий обзору особые ритм и рельеф, то наверху - яркие, кричащие зеленые и красные фона, обуславливающие адреналиновый эффект, заставляющий зрителей совсем по-другому, нежели ранее, ощущать себя среди работ двух художников. Заканчивается обзор неожиданно для выставки, но вполне логично для стадиона: обладатели билетов на матч оказываются у кромки футбольного поля. На котором установлены настоящие семиметровые ворота и громадная деревянная скульптура Дейнеки "Футболисты", приехавшая из Третьяковки.

Перед открытием выставки в Манеже прошел симпозиум, участники которого пытались найти ответ, каким будет взгляд из будущего на советское искусство и, в частности, на работы художников, чье творчество было пронизано идеологией тоталитарного строя. Директор Курской художественной галереи Игорь Припачкин высказал уверенность, что настоящее произведение искусства находится выше любой идеологии. А огромный интерес, который проявила публика в этот день, свидетельствует, что соцреализм на наших глазах превращается в настоящий соцренессанс. И для будущих поколений - тех, кто вовсе не застал времена Советского Союза - работы и Дейнеки, и Самохвалова станут отражением совсем новой реальности. К каким выводам они придут в итоге, покажет только время.

Выставка "Дейнека/Самохвалов" будет открыта для посещения петербуржцами и гостями города с 18 ноября.

Живопись Архитектура Санкт-Петербург Северо-Запад