Корреспонденту "Российской газеты" удалось пообщаться с одним из авторов доклада на форуме - авторитетным экспертом в области безопасности из Боснии и Герцеговины Джевадом Галияшевичем.
"Данное мероприятие имеет особое значение для понимания межэтнических, межнациональных и межрелигиозных отношений на Балканах, тех вызовов, с которыми сталкивается население в регионе в контексте вопросов безопасности, - указал он. - Сегодня НАТО сильно давит на народы Боснии и Герцеговины, а особенно Республику Сербскую, принуждая подписать Ежегодную национальную программу сотрудничества с альянсом и ускорить евроатлантическую интеграцию государства. При этом в стране, где все еще сильна идеология политического ислама, агентства и министерства, отвечающие за обеспечение безопасности, практически не взаимодействуют. Это повышает уровень террористической угрозы с учетом миграционных потоков, проходящих через БиГ. Не случайно президент Франции Эмманюэль Макрон назвал Боснию "бомбой с часовым механизмом", увязав это с возвращением сюда сторонников "Исламского государства" (организация, запрещенная в РФ)".
По поручению Рамзана Кадырова в саммите принял участие министр Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров. Он зачитал приветственное письмо главы ЧР, в котором тот выразил убежденность, что это мероприятие поможет участникам найти новые точки соприкосновения в отношениях России и стран Балканского полуострова.
"Истинная народная дипломатия - это самый высокий уровень дипломатии, - отметил в своем приветственном письме Рамзан Кадыров. - Она выше всяких условностей, поскольку невозможно уложить человеческие отношения в жесткие рамки".
По информации воронежской газеты "Коммуна", Джамбулат Умаров ознакомил собравшихся с докладом "Ислам и Балканы в контексте внешнеполитических интересов России". Он рассказал о негативном опыте Чечни, на территории которой в 90-х годов прошлого столетия пытались создать Халифат - некий прообраз сегодняшней ИГИЛ, запрещенной в России. И лишь избавившись от зарубежных эмиссаров из 53 стран, которые в тот период наводнили Северный Кавказ, Чечня в дружбе с Россией смогла достичь тех успехов, которые имеет сейчас. По его мнению, нечто подобное пытаются сделать сегодня и на Балканах, насаждая чуждую, живущим там народам, разновидность ислама.
В своем докладе президент Академии геополитических проблем, профессор кафедры международной журналистики МГИМО, генерал-полковник Леонид Ивашов отметил, что только объединившись, православие и ислам смогут противостоять современным угрозам с Запада.
Между тем главный референт губернатора Воронежской области Александр Тимашов напомнил о некоторых интересных фактах истории, свидетельствующих о вековых традициях дружбы Балканских стран с РФ и, в частности, воронежской землей.
"Первыми из балканцев на нашей земле появились сербы, - сообщил он. - Выходец из Черногории, морской офицер Матвей Змаевич, по поручению Петра I руководил в Воронеже строительством военных кораблей, а позже стал одним из прославленных российских адмиралов. Известный литератор Николай Станкевич, также имевший сербские корни, творил на воронежской земле. Ученый-славист, один из первых ректоров ВГУ Георгий Чурис и многие другие славные сына балканских народов жили и работали в воронежском крае".
В заключении участники договорились о проведении подобного саммита каждый год, не исключив возможности его организации в Грозном, а также утвердили совместную резолюцию. В ней, в частности, подчеркивается, что необходимо расширять всестороннее взаимодействие между Россией и государствами Балкан на фоне новой европейской действительности. Участники обратились к лидерам своих стран, призвав их отказаться от поддержки западных санкций в отношении РФ, как не отвечающих национальным интересам. Отдельно их внимание было обращено на ситуацию вокруг Косово и Метохии, решение которой возможно только в рамках резолюции Совбеза ООН 1244. Собравшиеся осудили расширение НАТО на Восток, как и включение Черногории в альянс без соответствующих демократических процедур и учета воли ее народа, выразили в этой связи озабоченность реализацией подобных сценариев в Македонии, Боснии и Герцеговине, а также Сербии.