19.11.2019 23:30
Общество

Как сложилась судьба героев из спектакля по публикациям "РГ"

По мотивам публикаций "РГ" поставили спектакль. А как сложились судьбы настоящих героев газетных материалов?
Текст:  Светлана Добрынина Лариса Ионова Алена Колногорова Наталья Павлова Марина Порошина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №262 (8020)
В Екатеринбурге прошел X Уральский медиафорум, который собрал журналистов и экспертов со всей России. Участники посмотрели спектакль "Газетные истории", поставленный по материалам "Российской газеты". Его придумали журналисты Уральского филиала "РГ" как подарок к грядущему юбилею издания и воплотили в жизнь вместе с актерами из народного театра Дворца культуры железнодорожников имени Григория Гецова. "Газетными историями" театр Гецова открыл свой 103-й театральный сезон.
/ Елена Елисеева
Читать на сайте RG.RU

Зал на сто мест был переполнен, многим пришлось простоять на ногах весь спектакль, но никто не уходил, долго не смолкали аплодисменты. "Театральная постановка "Газетные истории" - реальные судьбы реальных людей - это настоящая находка "Российской газеты", - написала потом на своей странице в Facebook участница форума Татьяна Ладейщикова. - Еще раз браво! Искренне. Многие плакали..."

Это был уже не первый показ, областное телевидение сняло видеоверсию спектакля, о нем много говорили и писали, восхищались героями, переживали за них. Спрашивали, как сложилась их судьба, разрешилась ли ситуация, которая привлекла внимание журналистов.

История, рассказанная Светланой Добрыниной в материале "На санях в первый класс", - как раз из этой серии. Еще прошлой зимой жители деревни Сапегина в отдаленном Байкаловском районе пожаловались на отсутствие нормальной дороги: к ним не может пробиться школьный автобус, и детей приходится возить в школу на телеге. Что изменилось? "Для нас, собственно, ничего и не изменилось. Вот уже несколько дней дети дома сидят, до школы добраться не могут. На дороге такие кочки, что даже лошадь с телегой не пройдет", - рассказала "РГ" Нина Панова, мама уже двух школьников.

Старший Артур, который стал героем нашей истории о путешествии в школу, перешел во второй класс. Сейчас темный путь по размытой грунтовке он преодолевает вместе с младшим братом - первоклассником Веней. Вдвоем, да еще при поддержке папы, даже волки не страшны. Опять же в школе мальчишки вдвоем чувствуют себя увереннее. Одноклассники, узнав о том, как Пановы добираются в школу (после статьи в "РГ" сюжеты сняли две телекомпании), начали задираться. Доходило до слез и рукопашной в защиту любимой лошади Лейлы. "Я старшему объясняла: славе завидуют, а он долго не мог успокоиться", - объясняет мама. Бабушка Светлана Анатольевна Панова по-прежнему стеной стоит за мальчишек: ходит по кабинетам, добиваясь возможности внукам цивилизованно добираться до школы. "Заставила главу Байкаловской администрации приехать к нам посмотреть. Грязь по колено! А он все успокаивает: терпите, не сразу делается. Одним, дескать, дорогу подавай, другим - газ... Хотя бы грейдер каждое утро проезжал, чтобы кочки и колеи от тракторов разравнивать. А то до установки зимника по такой-то дороге и лошади не пройти, - объясняет расклад пенсионерка.

После публикации в "РГ" местная администрация предложила Пановым на время оплачивать доставку детей на машине до остановки школьного автобуса. "Но мы предложили оплачивать труд Лейлы. Лошадь же тоже кушать просит. А нам говорят: лошади деньги не положены. А дорога-то нормальная появится не раньше, чем через два года", - доложила Светлана Анатольевна. "Дорогу делать будем обязательно. Сейчас готов только проект, к весне следующего года он, надеемся, пройдет госэкспертизу. Потом объявим конкурс, и начнется строительство", - пояснил "РГ" заместитель главы района Сергей Кантышев.

Следующий текст рассказывал о Кате и Саше Поляковых. К этой части постановки режиссер (и исполнитель главной роли Журналиста) Сергей Мажаров отнесся особенно трепетно. "Во время работы над спектаклем мы все время помнили о том, что наши герои - реальные люди. И очень переживали, как их родные отнесутся к созданным образам", - рассказывает он.

Восемь месяцев прошло с той трагической даты 10 марта, когда в небе над Эфиопией произошла авиакатастрофа, унесшая жизни 157 человек из разных стран мира, среди которых были двое таганрожцев, Катя и Саша Поляковы. Для родителей это были месяцы отчаяния. И только сейчас они пришли в себя. Похоронили ребят 27 октября - так много времени ушло на разные формальности, проведение генетической экспертизы. На похороны собралось полгорода. Пришли друзья, преподаватели, коллеги и много незнакомых людей. Катя и Саша были открыты, имели много друзей в интернете, где Катя вела блог, который так и остался настоящим посланием людям. "Мир прекрасен, а жизнь коротка. Нет времени для печали. Хочется во всем видеть только счастье и радость", - писала она.

...Мы сидим в кафе: Сергей и Анжелика - родители Саши, Елена - мама Кати. Сейчас они не работают: не осталось сил. У Сергея и Анжелики есть младший сын, у Елены остался пятилетний малыш.

Две семьи объединились в горе, подружились и рассказывают о детях. "Они были очень ответственные, - говорит Елена. - Получив диплом радиотехнического вуза, Катя ночами искала в интернете работу в Москве. Нашла, созвонилась, ее пригласили в банк. Ребята сразу собрались и уехали. Сняли квартиру, Саша устроился в фирму. Но как только в банке освободилось место, тоже перешел туда. Обещали нам в этом году детей. Катя даже имя девочке придумала - Мия. "Мы даже не считаем, что они умерли. Они просто улетели. На этот раз далеко-далеко", - произносит Сергей. Как прошел тот день 10 марта они помнят до мелочей. Первой услышала о катастрофе Елена. У нее работал телевизор. Позвонила Поляковым: дети не отвечают на телефонные звонки. Стали проверять, во сколько был вылет. Сергей обзванивал аэропорты, МЧС. Точной информации не было. Надежда теплилась: в Аддис-Абебе самолеты взлетают каждые пять минут, ну вдруг это был не их лайнер? К вечеру прозвучала страшная правда...

Когда останки были окончательно идентифицированы, Сергей поехал в Эфиопию забирать детей. Он показывает снимки. На них разбитые, с трещинами, гробы. "Вот такими нам вернули их из самолета, доставившего "груз 200" 24 октября из Москвы в Ростов. Мне удалось заснять процесс их выгрузки. Грузчики в ростовском аэропорту швыряли как попало! - негодует Сергей. - Теперь я намерен подать на них в суд".

Сергей просит перевод статьи, которая вышла в "РГ-Неделе", на английский язык. Хочет послать ее для суда, где ответчиками станут производитель "Боинга" и компания-перевозчик "Эфиопские авиалинии", а также показать товарищам по несчастью в других странах - они организовались в Фонд поддержки родных погибших в катастрофе.

На наше приглашение посмотреть спектакль уральского театра, в котором Катя стала прототипом героини пьесы, родители предложили: а пусть этот театр приедет на гастроли в Таганрог, где есть прекрасный чеховский театр драмы. "Конечно, мы хотели бы поехать, если представится такая возможность, - говорит исполнительница роли Кати Виктория Куликова. - Хотя и понимаем, какая это огромная ответственность - рассказывать историю Кати и Саши тем, кто их любит и помнит".

Еще один материал, легший в основу спектакля, назывался "Последняя крепость". Он рассказывал о 78-летнем ветеране войны Иване Митрофановиче Моисееве, который женился на 22-летней девушке, и эту историю обсуждал весь Невьянск. Осуждали, уж это как водится. Марину, приехавшую в небольшой город из деревни, обвиняли в корысти, Ивана Митрофановича - в нарушении приличий. А они, люди независимые, ни на кого внимания не обращали и были счастливы. Моисеев всей родне завещание показал: скромную однокомнатную квартиру оформил на Марину. Супруги прожили вместе три года.

Иван Митрофанович умер на руках у Марины - она не отходила от него ни на шаг. После похорон она долго приходила в себя в деревне. Теперь ухаживает за могилой Ивана Митрофановича. Сейчас у Марины новая семья, растет сын. Она благодарна Ивану Митрофановичу за то, что поддержал ее, помог ей. А она заботилась о нем, выхаживала, жалела. Вот такой неподписанный, но честно выполненный обеими сторонами "брачный контракт".

СМИ и соцсети Театр Екатеринбург "Российская газета" Урал и Западная Сибирь