21.11.2019 18:53
Культура

Почему Новосибирск рискует остаться без последнего деревянного строения

Столица Сибири рискует остаться без последнего деревянного строения
Текст:  Никита Зайков (Новосибирск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №264 (8022)
В Новосибирске почти не осталось дореволюционной застройки - вместо деревянных кварталов в центре мегаполиса растут многоэтажки, нередко - уродливые и даже опасные для жильцов. Почему город не смог сберечь свое прошлое, есть ли еще шанс создать в мегаполисе хотя бы один исторический архитектурный парк или старое неизбежно уступит место новому - в материале "РГ".
/ Татьяна Кравченко
Читать на сайте RG.RU

Недавно спор разгорелся вокруг дома N19 по улице Инской - неожиданно стало известно, что его снесут до 2023 года.

- На Инской еще осталось два дома, имеющих архитектурную и историческую ценность, - говорит краевед Константин Голодяев. - По сути, это единственное место, где мы можем создать исторический квартал. Но это центр города, лакомый кусок для застройщиков. Если мы потеряем эти дома, потеряем и весь проект.

Российские архитекторы показали проекты городов будущего в Казани

На фоне борьбы историков за сохранение последних деревянных купеческих домов особенно эффектно прозвучало заявление одного из девелоперов: в Новосибирске памятников архитектуры нет, в городе можно снести все, кроме оперного театра. Неужели современным зодчим в Новосибирске действительно больше негде разгуляться, и остается только сносить старину? "РГ" собрала мнения экспертов.

- Перечень объектов, представляющих историческую, архитектурную, культурную ценность в Новосибирске, сформирован достаточно сбалансированно, - уверен архитектор, советник мэра Новосибирска Александр Ложкин. - Включение какого-либо дома в список охраняемых объектов сопровождается серьезной экспертной работой в совете по госохране, проводится государственная историко-архитектурная экспертиза. Это серьезные, взвешенные решения, и оспаривать их сложно. Исторических памятников в Новосибирске не так много, всего порядка трехсот объектов: это и деревянное зодчество, и конструктивизм, и сталинская, и модернистская архитектура 60-х годов. Говорить о том, что эти объекты мешают застройке, не приходится.

История буквально ускользает из рук - неприметные дореволюционные дома исчезают под натиском современной застройки

При этом, по мнению Александра Ложкина, в Новосибирске остается множество деревянных домов, с памятниками архитектуры не имеющих ничего общего. К примеру, хаотично застроенный частный сектор вдоль улицы Бориса Богаткова. Вот его было бы неплохо заменить современным жильем, однако застройщики пока обходят такие кварталы стороной, избегая обязанности по их расселению.

Не хотите расселять? Есть и другие площадки. Как отмечает доцент кафедры архитектуры и реконструкции городской среды Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета Анна Наволоцкая, в центре города можно освободить участки промзоны: большое количество цехов остановились давно и навсегда. Однако и эти земли нужно выкупать, оформлять, сносить неудобные постройки. Поэтому, считает специалист, связываться с промзонами застройщики тоже не спешат. А вот добиться сноса деревянного особняка - это пожалуйста. Доводы простые: рухлядь портит вид центра города.

Лучших молодых архитекторов России выявили в Иннополисе

По словам эксперта, старинные деревянные дома не только сохраняют "масштаб жизни", присущий другой эпохе, но и создают идентичность жителей Новосибирска. Для них каждый столетний дом может значить то же, что старинная фотография в семейном альбоме. Но эта историческая идентичность не измеряется объективными параметрами и зачастую не может быть "прочитана" человеком извне. Именно это случилось при оценке деревянного дома, в котором жила поэт и панк-певица Янка Дягилева (ему 102 года): снести его намереваются уже давно, неравнодушные новосибирцы развернули широкую протестную кампанию, но статуса памятника для дома так и не добились.

- Для оценки пригласили специалиста из Вологды, он приехал с таблицами, разработанными в московских институтах, осмотрел дом, сверился с таблицами и заключил: ничего уникального в доме нет. Кто такая Янка Дягилева и что она значит для горожан - его не интересует, - говорит Анна Наволоцкая. - Хотя дом строился в характерной для города манере, и это последняя деревянная постройка в своем роде. Там скошенный угол - так положено было на перекрестках, где удобно было поставить какую-то лавчонку, вход в дом - с этого же угла.

Понятно, что девелопер, которому нужна коммерчески эффективная недвижимость, вряд ли будет размышлять о скошенных углах, да и об исторической идентичности тоже. Таких нужно крыть теми же козырями - выгодой. Можно ли ее извлечь из сохранения старинной архитектуры? Увы, хоть власти и гордятся ростом турпотока в Новосибирск, заоблачных доходов гости пока не приносят. Хотя всем ясно: туристам нужна в первую очередь история, а не творчество современных застройщиков.

Две точки зрения

Надежда Косарева, президент Фонда "Институт экономики города":

- В большом городе, особенно в центральных и срединных районах, более эффективной формой использования территорий является многоэтажная застройка, ведь она позволяет построить гораздо больше жилья на том же земельном участке. Естественно, речь никак не должна идти о сносе старинного и исторически ценного индивидуального жилого фонда в городах, которым многие сотни лет, к примеру, в Городце или Суздале. Ведь это сами по себе города-музеи, и именно их исторические строения привлекают в них сотни туристов. Но, к сожалению, не всегда исторически привлекательная застройка становится музеем. В большинстве городов России осталась ветхая и неблагоустроенная индивидуальная деревянная застройка, которую все-таки надо снести. Ведь она уже просто не отвечает моральным и физическим требованиям к жилым помещениям.

Подготовил Андрей Мельников

Илья Атапин, основатель музея "Профессорская квартира" в Томске:

- Мировой опыт показывает, что восстанавливать старые дома, поддерживать их в хорошем состоянии в конечном итоге не просто выгодно, а супервыгодно! Но для этого необходима хорошая юридическая база, чтобы потенциальный инвестор мог уверенно вкладывать деньги, понимая, что он это делает на законных основаниях с перспективной выгодой для себя.

В Новосибирске собственник большинства деревянных домов, расположенных в центре города и имеющих историческую ценность, - государство. А оно может только сдать здание в аренду. Если бы возникало право собственности, я уверен, люди бы покупали старые дома и находили им применение. Разумеется, при условии сохранения архитектурного стиля и конструктивного содержания постройки. Старый город - это не только место, куда стремятся туристы, где охотно фотографируются и гости, и местные жители. Это и корни города, его этимология, место рождения. Выкорчевать все - просто. Получить сиюминутную выгоду на многоэтажном строительстве - тоже несложно. Вот только восстановить - невозможно.

Подготовила Татьяна Купцова, Томск

Архитектура Новосибирск Сибирь