Бензин с октановым числом 100 - не новинка в техническом смысле, однако на АЗС он стал появляться не так давно. Действительно ли высокооктановое топливо превосходит традиционный 95-й или это обычный маркетинг, разбирался эксперт портала "За рулем".
Уже никого не удивишь 98-м бензином: нефтяные компании активно продвигают его, причем "улучшенную" версию. Логика в том, что детонация разрушит перемычки поршней, после чего можно будет попрощаться с двигателем, а детонационная стойкость прямо пропорциональна октановому числу.
Впрочем, автопроизводители с этим согласиться не спешат. На слуху единичные случаи, когда заводы рекомендовали переходить на 98-й бензин и выше. Это Subaru, озвучившая подобный совет для заряженной версии Impreza WRX STI, Nissan - для спорткупе GT-R. Концерн Volvo официально заявил, что для их моторов, реализуемых на российском рынке, 100-й бензин не нужен. А Skoda вообще не рекомендовала его использовать, объяснив, что в российских условиях такое топливо отрицательно сказывается на ресурсе каталитических нейтрализаторов.
Автор портала ссылается на проведенные испытания спортивных бензинов с октановым числом 102. Это топливо показало себя лишь на форсированных моторах. Массовые автомобили типа Solaris, Logan или Granta даже на 98-м не продемонстрируют прироста показателей, не будут расходовать бензин более экономно.
В одной из нефтяных компаний пояснили, что повышением октанового числа работу двигателя улучшить действительно не получится. Но положительный эффект должен быть за счет того, что отложения на впускных клапанах и камере сгорания будут накапливаться в меньшей степени. Это происходит потому, что в АИ-100 некоторые производители увеличивают процент алкилата и других компонентов, чтобы те же форсунки не закоксовывались из-за более жестких условий работы.
Вывод - рекомендация заливать "сотый" бензин для большинства автомобилей - это чистый маркетинг. Он показан лишь высокофорсированным двигателям, которые ставят на спортивные машины.
"Если двигатель изначально не рассчитан на высокооктановые бензины, то возможны нарушения теплового режима и прочие неприятности. Поэтому автомобиль, заправленный 100‑м бензином, вовсе не обязан превращаться в спорткар или снижать топливную прожорливость", - резюмировал руководитель Центра испытаний НАМИ Денис Загарин.