В Киеве назвали это решение историческим и объявили об очередной победе Украины. В России отреагировали сдержанно, отметив, что оно касается только части судебных споров "Газпрома" и "Нафтогаза". Действительно, если отбросить эмоции, то вынесенный вердикт не оказывает особенного влияния на баланс сил. Стороны остались на тех же позициях, что и до него.
"Решение было ожидаемым и предсказуемым. Оно ничего не изменило. "Газпром" остался должен "Нафтогазу" ту же сумму, что и до разбирательства, которое совсем не последнее, - подчеркнул глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Причем с нашей стороны было понятно, что ждать положительного исхода бесполезно. Все наши уступки украинской стороне были сделаны с учетом этого знания. Надежд не было".
Действующий газовый контракт России и Украины на транзит и поставку топлива истекает в конце года. Все предложения нашей страны, включающие скидку на газ и обнуление взаимных претензий сторон, были отклонены Киевом. Но у Украины не появился козырь в рукаве, который она могла бы использовать, чтобы заставить Россию принять ее условия. Хотя бы потому, что следующее судебное разбирательство по встречным претензиям компаний, которое может аннулировать долг "Газпрома" в 2,56 млрд долларов, произойдет уже в 2020 году. То есть когда вопрос с транзитом российского газа через Украину должен быть уже решен.
Украинская сторона продолжает делать много заявлений, подчас противоречащих друг другу. Например, исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко в интервью Deutsche Welle сказал, что уверен в решимости именно "Газпрома" прекратить транзит в Европу и перекрыть вентиль 1 января 2020 года, а Украина такого никогда не сделает. Ранее он же сказал, что если российская компания продолжит прокачивать газ через территорию Украины в следующем году без контракта, то Киев будет забирать его в свои подземные хранилища.
"Это заявление можно рассматривать как полемический прием, не более, - пояснил эксперт-аналитик "Финам" Алексей Калачев. - Для прекращения незаконной прокачки достаточно перекрыть вентиль".
Связана такая информационная непоседливость, скорее всего, с тем же пониманием, что никакие решения судов уже не смогут сильно повлиять на Россию. Заставить ее пойти на еще большие уступки едва ли получится. Поэтому придется искать компромисс и договариваться.