- Сейчас в школах слабо ведется работа, направленная на то, чтобы привить детям любовь к родному краю, - добавляет Елена Пурлицис, мурманский гид-экскурсовод. - Я вижу это на практике. Мы очень много лет работаем с детьми, но сегодня 10-12-летние подростки не знают элементарных вещей. Например, многим из них неизвестно, когда основан Мурманск. На мой взгляд, родители и учителя в школах сегодня слишком мало говорят им об этом.
Отчасти это можно объяснить тем, что человек в первую очередь стремится побывать в известных местах - таких, как Париж и Лондон. Ему кажется, что осмотреть достопримечательности родного края он всегда успеет. Но здесь важна роль традиции, которую необходимо поддерживать и развивать, уверены представители турбизнеса региона. Большое внимание этому уделяется за рубежом. В частности, норвежцы или американцы много ездят по собственной стране с севера на юг. Прививать эту традицию необходимо со школьной скамьи, причем с помощью не только лекций, но и экскурсий, позволяющих детям наглядно оценить, что и в собственном регионе есть на что посмотреть и чему удивиться. По мнению Анны Поповой, особую роль в этой работе может сыграть промышленный туризм, который сегодня в Мурманской области развит слабо. И здесь имеет смысл обратиться к практике СССР, когда были широко распространены экскурсии для школьников и студентов на промышленные предприятия.
-В какой-то мере тогда существовал и "самодеятельный" промышленный туризм, - рассказал Алексей, житель города Мончегорска, градообразующим предприятием которого выступает металлургический комбинат. - До сих пор одно из самых ярких воспоминаний моего детства - это поездки с отцом на комбинат, где он в то время работал. Меня там все приводило в восхищение: трубы, огромные заводские цеха, станки и даже вся та грязь и пыль, которых хватает на любом металлургическом предприятии. Во многом именно поэтому я решил остаться здесь, не уезжать с Севера, как сделали многие мои одноклассники и однокурсники, которым не довелось побывать в детстве на нашем комбинате.
Сейчас, разумеется, подобный "туризм" невозможен. На крупных предприятиях действует строгая пропускная система. Кроме того, там действуют гораздо более строгие правила безопасности, чем во времена СССР.?Вид ребенка, гуляющего по цеху, заставит его руководство и охрану схватиться за сердце. Но на одном из горнодобывающих предприятий Заполярья уже действуют экскурсии, которые проводятся "в целях изучения производства, основ современной индустрии, расширения политехнического кругозора". Их участники могут увидеть в работе подземную карьерную технику, познакомиться с историей предприятия. Проводит экскурсии для школьников и мурманский порт, с которого в 1916 году началась история областного центра.
- К сожалению, со стороны предприятий и школ интереса к организации подобных экскурсий пока слишком мало, хотя подобная практика все же существует, - отмечает Олег Теребенин, руководитель группы туристических компаний. - Организовать такую экскурсию легко, нам эта задача вполне по плечу, мы могли бы регулярно возить на наши предприятия детей, студентов, молодежь и всех, кому это интересно. А интересуются этим многие гости нашего региона. Школьники должны знать, что такое апатито-нефелиновый концентрат, производимый в Мурманской области, откуда берутся цветные металлы и для чего они нужны. А экскурсия на военный корабль или подводную лодку и вовсе способна вызвать восторг у ее участников.
Промышленный туризм дал бы серьезный импульс развитию туристической сферы региона в целом, поскольку попасть в порт или на металлургический комбинат сегодня можно только с помощью туроператора, отмечают эксперты. Кроме того, его развитие многое бы дало для решения проблемы оттока населения из Мурманской области. Если привить детям гордость за родной край, то больше вероятности, что после вузов они вернутся работать туда, где выросли.
- Главное препятствие в том, что раньше подобные экскурсии были частью учебного процесса, - добавила Елена Пурлицис. - Сегодня этого уже нет. На неделе школьников отпускают с уроков на экскурсии очень редко. Проводить их можно в выходные, но учителя в этом не заинтересованы, поскольку рабочая нагрузка у них огромная и в выходные им все-таки хочется отдохнуть. Сейчас за организацию таких экскурсий чаще берутся родительские комитеты.
Примером организации промышленного туризма может служить Урал, считает Анна Попова. Несколько уральских предприятий совместно со школами разработали экскурсионные программы, дополняющие учебный процесс. В этой работе активно участвуют туроператоры. Детей там водят даже на военные заводы.
Такой же опыт существует в Калининграде, где разработаны экскурсии по направлениям мебельного, кондитерского и кирпичного производства, янтарной отрасли, агропромышленного комплекса, автомобиле- и судостроения. Подобный "симбиоз" турбизнеса, школ и промышленности был бы вполне уместен и в Мурманской области, но здесь для этого пока не хватает квалифицированных гидов. Этот дефицит необходимо восполнить, и данная задача возложена на Институт креативных технологий, недавно созданный в МАГУ. В свою очередь, туроператоры готовы в любой момент подключиться к этой работе.