11.01.2020 05:00
Происшествия

Опасный возраст: Нужно ли лишать прав водителей старше 70 лет

Текст:  Елена Мационг
Число смертельных аварий, случившихся на Среднем Урале по вине водителей старше 70 лет, выросло за последний год в два раза. Об этом "РГ" сообщили в управлении ГИБДД УМВД России по Свердловской области. При этом почти на 80 процентов увеличилось число получивших травмы из-за водителей-старичков и на 65 процентов число ДТП, совершенных ими.
/ iStock/dusanpetkovic
Читать на сайте RG.RU

Так, две недели назад в страшной аварии погибли пожилые супруги. Машиной управлял мужчина 74 лет, его пассажирке было 72. Водитель не пропустил фуру с прицепом. Почему это случилось (из-за плохого зрения, никудышной реакции или других возрастных проблем), сейчас уже никто сказать не сможет. Но очевидцы рассказали сотрудникам ГИББД, что водитель большегруза подавал звуковые и световые сигналы, пытался уйти от столкновения. Однако старичок за рулем продолжал движение, как будто ничего не слышал и не видел.

Сегодня почти каждому третьему водителю на дороге под 60 лет и более. Это следствие общей тенденции старения населения. В возрастной категории от 60 до 70 лет статистика разве что чуть более оптимистичная: на 23 процента отмечен рост травмированных, и на 15 - числа ДТП.

Правительство одобрило новый штраф для водителей

Опасный возраст, говорят врачи. После 60 лет резко растет риск инфарктов, инсультов, садится зрение, теряется реакция, ухудшается память, пожилому водителю особенно тяжело становится ориентироваться в сложной ситуации на дороге. По статистике, число смертельных аварий, совершенных "старичками-разбойниками", всего на три-пять процентов меньше, чем начинающими водителями, которым от 18 до 25 лет. Не случайно в обществе периодически встает вопрос о введении возрастного ценза для пожилых водителей.

- Лишать прав после наступления определенного возраста, конечно, не выход, - говорит председатель Свердловского отделения по защите прав автомобилистов Дмитрий Ларионов. - Все-таки нужно смотреть на состояние здоровья. Бывает, и в 30 лет у человека целый букет болезней. Но при этом сегодняшняя практика, когда водителей проверяют раз в десять лет при смене прав, себя явно изжила. Особенно в пожилом возрасте. Один и тот же водитель в 60 лет и 70, по сути, разные люди по состоянию здоровья. У меня есть знакомый, ему 70, он почти ничего уже не видит, но садится за руль, думая, что просто поедет очень медленно и осторожно.

По мнению эксперта, сегодня явно назрела необходимость изменения механизма получения прав и соответственно медицинского осмотра в пожилом возрасте. Как один из вариантов, ввести такие нормы: после 55 лет водитель обязан будет менять права и проходить медицинское освидетельствование раз в пять лет, а после 60 - раз в три года. Как говорит Дмитрий Ларионов, для более четкого определения критериев нужно провести анализ аварийности и возрастных болезней. И только потом принимать решение.

В тему

Во многих зарубежных странах нормы медицинского освидетельствования пожилых давно действуют. Так, в Италии водители обязаны подтверждать право управлять автомобилем каждые пять лет после 50 лет, а после 75 - каждые три года. В Испании - каждые пять лет после 65. А в Японии с 1997 года на машинах водителей, которым больше 75 лет, устанавливается специальный знак - цветной четырехлистник.

ДТП Здоровье Охрана порядка УрФО